|
|
N°184, 08 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шведское утешение для австрийской бунтарки
Лауреатом Нобелевской премии по литературе стала Эльфриде Елинек
Нового лауреата Нобелевской премии по литературе австрийскую писательницу Эльфриде Елинек в России знают не столько по роману «Пианистка» (1983), сколько по фильму Михаэля Ханеке с Изабелль Юппер и Анни Жирардо, стяжавшему в 2001 году Гран-при Каннского фестиваля. В Европе Елинек известна куда больше; есть основания предполагать, что многие левые интеллектуалы с одобрением встретят решение Шведской академии, присудившей писательнице премию за «музыкальный слог новелл и пьес, что с исключительной языковой выразительностью описывают нелепость общественных стереотипов и их порабощающую силу».
Елинек родилась в 1946 году. С детства жила в Вене. Склонность к словесности проявилась у нее уже в детские годы, хотя мать будущей писательницы стремилась сделать из нее музыканта. (Болезненные отношения с матерью в преломленном виде отразились в «Пианистке».) Не завершив обучение в Венском университете (там она занималась театроведением и историей изобразительного искусства), Елинек с 1967 года предалась литературе, выступая и как лирический поэт, и как прозаик, и как драматург. (Первой пьесой Елинек, поставленной на сцене, стали современные вариации на темы Ибсена -- «Что произошло после того, как Нора покинула своего мужа, или Столпы общества», 1979).
Магистральные сюжеты творчества Елинек -- выяснения отношений с Австрией и австрийской историей (поиски национальной вины, игнорируемой благополучным обществом) и апология женщины, постоянно подавляемой и уродуемой жестоким мужским началом. Феминизм естественно сочетается с левыми умонастроениями: одно время писательница была членом Австрийской коммунистической партии, полагая, что в политической палитре ее страны не хватает левых тенденций. Ряд сочинений Елинек, в том числе роман «Похоть» (1989), вызывали общественные скандалы и даже обвинения в порнографии.
С годами отношения писательницы и национальной культурной элиты становились все более напряженными. «То, что общество не любит того, кто его критикует, это старая истина. Я была бы довольна, если бы со мной не боролись публично с помощью плакатов, не превращали меня в синоним плохого искусства и не выставляли к позорному столбу за то, что обществу в данный момент не нравится». Эти заявления Елинек расслышаны не были, и в 1998 году она заявила об уходе во «внутреннюю эмиграцию», ибо «для общественного деятеля жизнь в Австрии просто невыносима». Компенсацией стала самая престижная в мире литературная награда (1 342 000 долл.), присуждаемая уже не первому бунтарю респектабельными академиками из благополучной нейтральной страны. Почти такой же, как Австрия.
Отдел культуры