|
|
N°184, 08 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Американцы нашли «чудо-оружие» Саддама
Это были нефтяные ваучеры
Арсеналы оружия массового уничтожения в Ираке не будут обнаружены никогда. Об этом заявил вчера руководитель поисковой группы США, специальный советник ЦРУ Чарльз Делфер на слушаниях в сенате США. Возглавляемая им группа обобщила результаты 17-месячных поисков ОМУ в Ираке в солидном (тысяча страниц!) документе. Вывод экспертов однозначен -- после 1991 года ОМУ в Ираке не производилось, его запасы не найдены. Г-н Делфер «не ожидает, что в Ираке еще могут быть скрыты значительные склады с ОМУ».
Доклад Делфера разбивает аргументацию администрации США, оправдывающую вторжение в Ирак. Выяснилось, что попытки Багдада приобрести особо прочные алюминиевые трубы были связаны отнюдь не с ядерной программой, как утверждал накануне войны Белый Дом, а с производством обычных ракет. Не подтвердились и данные ЦРУ о том, что довоенный Ирак обладал передвижными лабораториями для производства биологического оружия. В докладе утверждается, что Саддам Хусейн не отказался от плана создать ядерное оружие на протяжении всего периода после первой войны в Персидском заливе. Однако в течение 12 лет инспекций ООН возможности Ирака в этой области неуклонно сокращались.
Доклад Делфера появился в разгар предвыборной борьбы в США. Очевидно, что и республиканцы, и демократы будут стремиться найти в нем удобные для себя факты. Выводы группы Делфера несенсационны. О том, что у Ирака перед войной не было оружия массового уничтожения, заявил в январе нынешнего года предшественник Делфера на посту поисковой группы Дэвид Кэй. Тот же вывод содержался в отчете комиссии лорда Батлера в Великобритании. Однако новый документ не только повторяет старое, но и дает США и Великобритании новые аргументы в оправдании вторжения, что выгодно Джорджу Бушу и его сторонникам.
В докладе Делфера утверждается, что Саддам Хусейн преднамеренно нарушал наложенные на него санкции ООН, манипулируя условиями гуманитарной программы «Нефть в обмен на продовольствие». Программа позволяла Багдаду в период с 1996 по 2003 год закупать в обмен на экспорт нефти продовольствие. Но согласно докладу Делфера, Саддам Хусейн активно использовал нефть для нелегального лоббирования своих политических интересов за рубежом. Он даже пытался внести раскол в ряды постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Тайным оружием Саддама были «нефтяные ваучеры». Продавая их, можно было получить чистую прибыль от 1 млн до 3,5 млн долл. с каждых 10 млн баррелей нефти. В докладе Делфера утверждается, что «российский МИД получил ваучер на 55 млн баррелей нефти, Владимир Жириновский -- на 53 млн баррелей, Компартия России -- на 110 млн баррелей». Похожие подарки получали президент Индонезии Мегавати Сукарнопутри, министр внутренних дел Франции Шарль Паскуа, а также политики и коммерсанты из 44 стран мира. Но первую тройку имевших доступ к дареной нефти Ирака особ и организаций возглавляют Россия, Франция и Китай -- именно они выступали против войны в Ираке.
Вчера категорически отверг обвинения лидер ЛДПР Владимир Жириновский: «Мне лично ничего не дали, никогда ни одной капли и ни одного доллара я из Ирака не брал». Российский МИД от комментариев отказался, посчитав, что достаточно будет сделанного три дня назад заявления официального представителя МИД России Александр Яковенко о надеждах Москвы на то, что расследование, которое ведется по программе «Нефть в обмен на продовольствие», «даст объективную картину о тех нарушениях, которые могли иметь место».
А вот Вашингтон и Лондон активно комментируют выводы Делфера, делая упор именно на том, что Багдад нарушал санкции ООН. По словам пресс-секретаря Белого Дома Скотта Маклеллана, режим Саддама Хусейна «активно пытался разрушить режим санкций» и тем самым «грубо нарушал резолюции ООН». Это, в свою очередь, означает, что приобретение режимом Хусейна ОМУ «было вопросом времени» и война оправданна. «Надеюсь, у всех достанет честности признать, что доклад демонстрирует, что санкции не сработали», -- отметил вчера британский премьер Тони Блэр. По его словам, Саддам Хусейн «делал все возможное, чтобы обойти эти санкции, и твердо намеревался заново развить эти программы и ОМУ».
Андрей ЗЛОБИН