Время новостей
     N°184, 08 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.10.2004
Ядерное взвешивание
Вашингтон оценивает прегрешения Бразилии
За десять дней до приезда инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Бразилию посетил госсекретарь США Колин Пауэлл. В Сан-Паулу он назвал Бразилию «ближайшим партнером США в продвижении благосостояния, демократии и безопасности», похвалил ее за отправку миротворцев на Гаити. И даже поддержал ее амбициозную цель стать членом Совбеза ООН, назвав Бразилию «серьезным, хорошим и важным» кандидатом.

Эти дифирамбы скрывали главную цель -- добиться от Бразилии уступчивости в отношениях с МАГАТЭ. «Нас беспокоят Иран и Северная Корея, а не Бразилия», -- заявил г-н Пауэлл и выразил твердую уверенность, что «Бразилия ни в коей мере не думает о ядерном оружии». При этом он подчеркнул, что «есть нерешенные проблемы между Бразилией и МАГАТЭ». Бразилия обнародовала свои планы обогащения урана для атомной энергетики, но в феврале этого года возникли проблемы с допуском инспекторов МАГАТЭ в строящийся в городе Резенде в 100 км от Рио-де-Жанейро центр по обогащению урана. Визуальный осмотр центрифуг не состоялся -- их завесили материей.

Бразильцы объяснили, что таким образом они сохраняют важные технологические секреты. В центр Резенде они вложили 1 млрд долл., созданные учеными уникальные технологии якобы позволяют Бразилии не только обеспечить свои потребности в топливе, но и начать его экспорт в 2014 году по ценам ниже мировых. Как рассказал вчера «Времени новостей» осведомленный источник в «Росатоме», «центрифуга -- это очень высокотехнологичный и сложный аппарат, в мире существует всего три разных конструкции центрифуг, и по внешнему виду специалист сразу определит, оригинальная это разработка или позаимствованная». По мнению эксперта, «производить ядерное топливо для самообеспечения рентабельно, если в стране есть не менее 30 ядерных реакторов (в Бразилии их всего два. -- Ред.), но может быть экономически целесообразно, если обогащенный уран для АЭС поставлять на мировой рынок, который сейчас контролируют четыре крупнейшие компании из России, Франции, Японии, США и Великобритании». Мировой рынок ядерного топлива оценивается в 8 млрд долл. в год.

Но США опасаются, что бразильские центрифуги могли быть приобретены на черном рынке при посредничестве пакистанского ядерщика Абдула Кадира Хана. Америку волнуют также некоторые неосторожные высказывания бразильского руководства. В 2002 году нынешний президент страны Луис Инасиу Лула да Сильва заявил, что Договор о нераспространении ядерного оружия несправедлив: «Если кто-то просит меня разоружиться и остаться с рогаткой, а сам идет на меня с пушкой, что ж в этом хорошего?»

Кроме того, ядерные планы Бразилии подрывают ту аргументацию Вашингтона, которой он оправдывает свое растущее давление на Тегеран. США подозревают Иран в стремлении получить ядерное оружие. Но Тегеран, который ведет работы по обогащению урана и у которого не решены все разногласия с МАГАТЭ, настаивает, что обогащенный уран нужен ему не для бомб, а для АЭС. То же самое говорит и Бразилия. Но ей суровые кары Вашингтона пока не грозят.

Андрей ЗЛОБИН