|
|
N°184, 08 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Парниковый аффект
Противники Киотского протокола в России продолжают борьбу
Вчера президент внес в Государственную думу пакет документов по ратификации Киотского протокола, завизированный накануне премьер-министром Михаилом Фрадковым. Официальным представителем президента при рассмотрении протокола в Думе назначен глава «Росгидромета» Александр Бедрицкий. На Охотном ряду рассчитывают рассмотреть бумаги по Киото на одном из ближайших заседаний. Если депутаты не будут совершать демаршей, до конца этого года Россия станет полноправным членом Киото.
Тем нее менее противники Киотского протокола, несмотря на постигшую их неудачу, не падают духом. По их мнению, раз уж российское правительство решило одобрить эти соглашения, следует добиться для России особых условий. Один из главных аргументов сторонников протокола -- возможность торговать излишками квот. Однако как будет функционировать этот рынок и появится ли он вообще, пока сказать сложно. Поэтому научно-исследовательская группа «Россия и Киотский протокол» предлагает обязать страны Евросоюза и Японию покупать у России не менее 100 млн тонн выбросов в год по фиксированной цене 40 долл. за тонну. Сейчас цена не дотягивает и до 10 долл., что Россию не устраивает.
Также, предлагает координатор группы Анна Каширова, Россия должна получать полтора-два миллиарда долларов в год на поддержание и восстановление лесов. Протокол ограничивает выбросы без учета иных важных для экологии факторов. Например, леса, расположенные на территории России, поглощают в пять раз больше вредных выбросов, чем производит вся промышленность. Однако этот фактор, по мнению ученых, совершенно не учитывается.
Также г-жа Каширова предлагает прописать двухуровневую систему торговли квотами. На первом уровне государственные агентства будут торговать излишками, оставшимися у всей страны, а на втором частные компании будут продавать то, что им удалось сэкономить за счет внедрения новых технологий. Правда, для этого необходимо развивать юридическую базу. Такого понятия, как собственность на квоты, сейчас не существует.
Впрочем, при всей возможной выгоде для России от дополнительных условий к Киотскому протоколу воспользоваться советами группы депутаты не смогут. Как пояснили "Времени новостей" в правительстве, процедура ратификации протокола не предусматривает выдвижения дополнительных условий. Его можно либо подписать (к чему все идет), либо отказаться.
Видимо, поэтому кроме сугубо практических предложений антикиотское научно-исследовательское лобби решило удариться в конспирологию. Представитель группы Валерий Хомяков полагает, что за Киотским протоколом стоит мировой заговор. Он не стал комментировать вопрос, почему Россия вдруг согласилась на подписание протокола, честно сказав, что не знает. Зато он объяснил, почему Евросоюз так "выкручивает нам руки", заставляя подписывать этот протокол. Таким образом, по мнению г-на Хомякова, страны ЕС пытаются погубить на корню всю наиболее конкурентную российскую промышленность -- металлургическую и химическую. Но при этом они не задумываются, где они потом будут покупать товары. «Евросоюз еще наплачется», -- уверен г-н Хомяков.
Но все же, полагают эксперты, лучше было бы совсем отказаться от подписания протокола. По словам г-на Хомякова, при темпах роста 4,5% в год к 2020 году мы превысим установленную для нас квоту на 15%. Если же ежегодный экономический рост, как и в этом году, будет составлять 7%, мы доберемся до планки уже в 2010 году.
Впрочем, сомнений в том, что вопрос подписания Киото связан не с экономикой, а с политикой, ни у кого не возникает. Поэтому у противников подписания соглашения остается только одна надежда. Возможно, одобрение Киото правительством было лишь реверансом в сторону Евросоюза, и Дума откажется его ратифицировать. Однако представить себе, чтобы сейчас в России Дума хоть в чем-то отказала правительству, как и правительство -- президенту (без одобрения Владимира Путина Киотский протокол не был бы одобрен кабинетом министров), практически невозможно.
Вера СИТНИНА