|
|
N°184, 08 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Нельзя называть людей браконьерами за то, что они занимаются своей работой"
Долгое время о ситуации, сложившейся в отечественной рыбодобывающей промышленности, говорили исключительно в катастрофических тонах. Апофеозом критики отрасли стал тезис губернатора Приморья Сергея Дарькина, готовившего доклад к заседанию Госсовета, о том, что рыбная промышленность находится в состоянии агонии. Как сейчас обстоят дела в одной из самых криминализированных отраслей российской экономики, корреспонденту «Времени новостей» Марии СИМОНОВОЙ рассказал заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству России Сергей ПОДОЛЯН.
-- Сергей Анатольевич, в каком состоянии, по вашему мнению, сейчас находится рыбодобывающая промышленность. Согласны ли вы с оценкой губернатора Приморья Сергея Дарькина, написавшего в своем докладе Госсовету, что отрасль агонизирует?
-- С уважением относясь к Сергею Михайловичу Дарькину, я хотел бы сказать, что называть агонией то состояние, в котором сейчас находится отрасль, не совсем точно -- были времена и похуже. Я считаю, что сейчас как раз есть все реальные предпосылки для преодоления того системного кризиса, в котором отрасль долгое время находилась. Сейчас даже с учетом того, что нормативная база оставляет желать лучшего, все-таки те правила, которые установлены в постановлении правительства №704, начинают давать положительные результаты. Например, долгосрочное закрепление квот на вылов за предприятиями на пять лет дает им возможность разрабатывать бизнес-план хотя бы на эту пятилетку. И то, что в Федеральном агентстве по рыболовству вы сейчас не видите руководителей рыбопромышленных предприятий, снующих между кабинетами, хорошая предпосылка. Это означает, что теперь они могут работать, а не тратить время на решение своих вопросов в чиновничьих кабинетах. Поэтому я думаю, что хотя сейчас не самые лучшие времена для рыбной отрасли, все-таки есть какой-то момент преодоления нижней критической точки.
Конечно, проблемы остаются. Главная проблема -- несовершенство правовой базы. Напомню, что в России до сих пор нет единого федерального закона, нормирующего рыболовство. Есть пять или шесть законов, которыми живет отрасль. Есть и вопросы по постановлению №704, о котором я уже говорил, о квотах, которые закрепляют ресурсы, там многое нужно поправить. Но в целом, мне кажется, мы на верном пути.
-- Недавно Госкомитет по рыболовству был реформирован и образовано ваше агентство. Хотелось бы узнать, как оно работает. Есть ли какие-нибудь трудности в связи с тем, что штаты были сильно сокращены?
-- Частично я уже ответил на этот вопрос. Мне кажется, что с учетом всех проблем осуществляемой сейчас административной реформы потребуется время для организации взаимодействия и уточнения компетенции между ведомствами. Но команда в агентстве подобрана, приоритеты определены, болевые точки понятны.
-- Как продвигается работа над федеральным законом о рыболовстве?
-- В течение последних двух месяцев ситуация существенно улучшилась. Своеобразной точкой отсчета стало проведение Федеральным агентством по рыболовству летом этого года «круглого стола» по обсуждению проблем, связанных с законом о рыболовстве. Юристам, рыбопромышленникам и чиновникам удалось прийти к согласию. Напомню, что до последнего времени существовало несколько вариантов закона о рыболовстве. И для того, чтобы все сосредоточились на одном из вариантов, руководитель агентства Станислав Ильясов решил посоветоваться с регионами, ассоциациями и ветеранами. Было решено, что надо сосредоточить все наши усилия на дальнейшем продвижении закона о рыболовстве, на который было в свое время наложено вето президента. Усовершенствованием этого документа занималась специальная комиссия под руководством председателя комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Натальи Комаровой.
В рамках этой специальной комиссии были созданы рабочие группы. Одна из таких рабочих групп с учетом мнений и ассоциаций хозяйственных организаций, и субъектов федерации, и консультативного совета при Федеральном агентстве по рыболовству проработала закон до сегодняшней стадии. Сегодняшняя стадия -- это рассмотрение усовершенствованного варианта закона на специальной комиссии в Госдуме. В случае положительного заключения думской комиссии законопроект попадет в правительство, а затем в Госдуму. Мы очень надеемся, что до конца года он будет принят -- ведь у всех заинтересованных сторон сейчас единая позиция, а законопроект в свое время уже прошел три чтения в Госдуме.
-- Как в новом законе будет решаться ситуация с браконьерами, с распределением квот на вылов и с налогообложением?
-- Несмотря на то что 2004 год неблагоприятный и у нас несколько снижаются объемы вылова, налоговая отдача в бюджеты всех уровней от вылова этого количества рыбных ресурсов выше, чем в прошлом году. Для сравнения приведу вам такие цифры: за первое полугодие 2003 года в бюджеты всех уровней все предприятия рыбной промышленности перечисли налогов на 1,36 млрд руб., а за первое полугодие 2004 года, главным образом за счет правильного распределение квот на вылов биоресурсов, -- 3,4 млрд руб. Этот показатель говорит о том, что мы точно определили конечного пользователя, если такую формулировку можно использовать, т.е. в постановлении №704 были правильно определены доли для предприятий. К ресурсам теперь допущены только те предприятия, которые их эффективно используют. Я имею в виду налоговую отдачу от одной тонны усредненных водных биологических ресурсов. Поступления доходов в казну растут даже при том, что ситуация с налогообложением в отрасли складывается непростая -- так как перед рыбопромышленниками сейчас стоят две диаметрально противоположные задачи. Ведь мы должны обеспечить не только наполнение бюджета, но и продовольственную безопасность страны.
Так вот с точки зрения налогов и наполнения бюджета мы сейчас работаем довольно эффективно. Сегодня законодательство в части уплаты налогов уже понятно и прозрачно по всем позициям. Я имею в виду Бюджетный и Налоговый кодексы. Правительство определяет льготы по уплате сборов для определенных групп предприятий, в частности градообразующих. То есть что-то конкретизировать в законе о рыболовстве, наверное, не нужно.
Теперь о браконьерах. Конечно, статьи о борьбе с браконьерами в новом законе о рыболовстве нет, так как эту задачу у нас в стране решают Уголовный и административный кодексы. Но новый закон о рыболовстве, безусловно, поможет устранить некоторые причины браконьерства. Мы сможем побороть браконьерство только тогда, когда приведем производственные мощности в соответствие с тем ресурсным обеспечением, которое у нас есть. Т.е. на сегодня мы вылавливаем три с половиной миллиона тонн водно-биологических ресурсов, а производственных мощностей у нас, т.е. флота, даже в том не самом его лучшем состоянии, в котором он сейчас находится, в три раза больше. Эта ситуация и существующая на данный момент нормативно-правовая база фактически подталкивают промышленника или капитана траулера к браконьерству.
На промысле трал остановить невозможно. Чтобы облегчить нагрузку на ресурсную базу нашей исключительной экономической зоны и территориального моря, нужно создать условия для вывода российского крупнотоннажного флота в Мировой океан. Тогда наши удачливые рыбаки автоматически перестанут быть браконьерами. Однако у меня, честно говоря, и сейчас, зная, как работает флот и сколько мы ежегодно теряем людей в этой профессии, не поворачивается язык называть их браконьерами.
Согласитесь, нельзя называть людей браконьерами за то, что они занимаются своей работой. В рыбной ловле всегда присутствует элемент удачи, который невозможно подвести под какие-то правила. Мы должны к этому стремиться, но не более того.
-- Таким образом, мы плавно подошли ко второй задаче агентства, о которой вы сказали, -- к продовольственной безопасности страны. Если мы создадим такие условия для наших рыбаков, что им будет выгодно сдавать улов на российский берег, возникает закономерный вопрос: где и как этот улов будет обрабатываться. Что сейчас происходит с российскими рыбоперерабатывающими предприятиями?
-- Честно говоря, задача не в том, чтобы строить больше перерабатывающих заводов, их достаточно. Рынок сам отрегулирует эти процессы и подскажет бизнесу, сколько нужно заводов. Если их не нужно вообще, бизнес не будет их строить. Но это вовсе не значит, что рыбы в магазинах станет меньше или она будет худшего качества, произойдет просто замещение импортной продукцией. Надо ли это стране? Не надо. Но и строительство большого количества заводов, которые не производят достаточно качественную продукцию мирового уровня, не решит проблему продовольственной безопасности страны. Это может привести только к ухудшению здоровья нации. Нужно строить такие заводы, которые могли бы производить конкурентоспособную продукцию.
Впрочем, задача сейчас даже не в том, чтобы построить заводы, а в том, чтобы наше сырье развернуть на эти заводы, производить на них высококачественную продукцию для российского потребителя.
-- Как это сделать?
-- Существует достаточно точное поручение президента России. В рамках этого поручения проводится определенная работа. Это задача не только Федерального агентства по рыболовству, но и Минэкономразвития, Федеральной пограничной службы, Федеральной службы по таможенному контролю. Они должны продумать мероприятия, которые смогли бы облегчить жизнь рыбопромышленника.
Сегодня человека, работающего в море и пытающегося привезти рыбную продукцию на российский берег, контролируют 14 структур. При таком раскладе сырье на российский берег не попадет никогда.
Беседовала Мария СИМОНОВА