|
|
N°183, 07 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В России грядет ГЧП
Правительство зовет инвесторов на большую дорогу
Сегодня на заседании кабинета министров России первым пунктом будет рассматриваться вопрос о финансировании транспортной инфрастуктуры страны. Вчера министр транспорта Игорь Левитин, принятый президентом Владимиром Путиным, сообщил главе государства, что эта сфера «финансируется бюджетом на 50% от необходимого». Сегодня глава Минтранса доложит коллегам-министрам некоторые свои идеи по поводу того, как обеспечить вторую половину потребностей за счет частных инвестиций.
В своем докладе кабинету министр не скроет, что современное состояние транспортной инфраструктуры страны оставляет желать лучшего. Вчера г-н Левитин уже поделился этой оценкой с президентом, отметив, что 30 тыс. населенных пунктов в России «не имеют круглогодичного транспортного цикла, то есть там не обеспечивается конституционное право на перевозки». Г-н Путин в ответ напомнил министру, что перевозки должны «быть доступны по цене, особенно в отдаленных регионах».
Эта цель, указанная президентом, вступает в некоторое противоречие со средствами, которые г-н Левитин будет предлагать сегодня для модернизации транспортной отрасли. Основным механизмом привлечения в нее дополнительных средств, по мысли г-на Левитина, должно стать государственно-частное партнерство (ГЧП). Для того чтобы сделать перевозки привлекательными для частного капитала, они должны быть рентабельными, а следовательно, не совсем дешевыми.
Правда, в той степени проработки, которой идея ГЧП достигла к настоящему моменту, она представляет собой скорее лозунг, чем готовый финансовый механизм. Законы, призванные оформить ГЧП юридически, пока находятся почти на старте законотворческого цикла.
Как сообщил вчера «Времени новостей» источник в аппарате правительства, вопрос, вынесенный на сегодняшнее заседание, касается в основном условий и порядка частных инвестиций в автомобильные дороги, аэропорты и морские порты. Проблемы железных дорог будут затронуты в самой минимальной степени, так как этот вид транспорта переживает свою отдельную реформу под эгидой РЖД. Трубопроводный транспорт вообще выведен за рамки сегодняшней дискуссии, поскольку ему решено уделить отдельное внимание на заседании правительства 28 октября.
Для ситуации в автодорожном строительстве и коммерческом мореплавании большое значение потенциально имеют три федеральных закона: «О платных автомобильных дорогах», «О морских портах» и «О Российском международном реестре судов». Все три закона пока существуют в виде проектов.
Как сообщил вчера чиновник из Белого дома, правительство до конца года рассчитывает передать все три акта на рассмотрение Госдумы. Впрочем, одновременно он отметил, что подготовка документов отстает от графика. Например, сообщил наш источник, Минтранс планировал представить проект закона «О платных автодорогах» правительству до 1 октября, однако сейчас просит дать еще месяц на доработку.
Кроме того, между чиновниками транспортного ведомства, Минфина и Минэкономразвития существуют серьезные расхождения по поводу юридического оформления ГЧП. Вряд ли эти противоречия могут быть сняты прямо сегодня. Например, глава Минэкономразвития Герман Греф выступает за то, чтобы вопросы предоставления концессий в какой бы то ни было сфере (в том числе и на транспорте) регулировались бы одним законом «О концессиях». В Минтрансе же считают, что для транспортных концессий стоило бы принять отдельный нормативный акт, учитывающий специфику отрасли.
Михаил КУКУШКИН, Вера КУЗНЕЦОВА