|
|
N°106, 20 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Авторские программы
По традиции наибольшей популярностью у фестивальных киноманов пользуется авторская программа члена отборочной комиссии Петра Шепотинника «8Ѕ». Казалось бы, составить ее не так уж сложно: надо лишь выбрать лучшие фильмы крупнейших международных фестивалей -- и дело в шляпе. Но в том-то и дело, что наряду с фильмами, уже сделавшими успешную международную карьеру (в этом году это «Вместе» Лукаса Мудиссона, «Салям, Синема» Мохсена Макмальбаф, «Замороченные» Спайка Ли), в программу включены менее известные, но не менее любопытные редкости. Таковы «Море, которое мыслит», документально-игровой философский трактат голландского режиссера Герта де Граафа, или «Место на земле» Артура Аристакисяна -- предельно маргинальный, наивный, несусветный фильм о хипповско-нищенской богеме, проживающей в булгаковском сквоте, который при этом совершенно невозможно забыть, однажды посмотрев.
«Опасные связи», курируемые Кириллом Разлоговым, -- это, конечно, прежде всего программа «про это». Названия говорят сами за себя -- «Сексуальная тварь», «Возбудитель», «Трахни меня», «Факленд», «Карта секса и любви»... Но и они могут быть обманчивыми. Например, «Факленд» -- никакая не «Трахландия», а любопытнейшая аргентинская «Догма» об «опасной связи» между Аргентиной и Фолклендскими островами.
Разлогов курирует и программу «Социалистический реализм вчера и сегодня», в которой представлены как старые советские ленты, так и современные фильмы, снятые в близкой манере. Для примера: «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера будет показана в паре с картиной «По закону» (1926) Льва Кулешова -- сопоставление, парадоксальное лишь на первый взгляд. По извечной российской традиции «соцреализм» в мире вошел в моду именно тогда, когда у нас его уже успели похоронить.
«Большие надежды» (куратор Евгения Тирдатова) -- программа, которая уделяет особое внимание не титулованным и общепризнанным режиссерам, а малоизвестным дебютантам, которым, однако, принадлежит будущее. Главный хит программы -- «Женская драка» режиссера Кэрин Кусамы, фильм о девушке-боксере, которая сначала шепчет на ринге любимому «я тебя люблю», а секундой спустя отправляет его в нокдаун.
Программа «Национальные хиты» (куратор Владимир Дмитриев) -- любопытный экскурс в область национальной психологии. В ней представлены фильмы, имевшие бешеный успех у себя на родине, но не всегда известные за пределами страны производства. Однако на успех в России обречена как минимум одна картина -- молодежная шведская комедия «Давай! Давай!».
«Новая Европа» (куратор -- ваш покорный слуга) -- программа, посвященная новой социальной реальности, рождающейся у нас на глазах. Что происходит за благопристойным фасадом Старого Света? Смотрите фильмы программы и вы увидите, как люди всех мыслимых цветов кожи и национальностей нелегально пересекают границы, любят, убивают, торгуют наркотиками, отчаиваются и находят в себе силы жить дальше. Это новая Европа, в которой нет границ и национальных различий, нет положительных и отрицательных героев, нет законов и правил, кроме одного: чтобы выиграть, ты должен поставить на карту все, что у тебя есть. Главный хит программы -- снятая на немецкие деньги «черная» комедия грузинского режиссера Дито Цинцадзе «Горе-убийцы». Это история двух незадачливых киллеров, грузина и хорвата, получивших в Мангейме заказ на залетного русского бизнесмена, но упустивших жертву по причине склонности к пьянству в компании с вьетнамской проституткой и уличным музыкантом с Гаити. Вот вам и новая Европа! Также не пропустите удивительно человечный фильм Абделя Кешиша «По вине Вольтера» (приз Венецианского фестиваля за лучший дебют) с французской звездой Элоди Бушез.
Алексей МЕДВЕДЕВ