|
|
N°182, 06 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Медвежья услуга Путину
Российские судьи надеются, что Сергей Миронов неправильно понял президента
Предлагая передать президенту право формировать фактически всю Высшую квалификационную коллегию судей и взять под контроль всю хозяйственную часть системы отечественного правосудия, спикер Совета Федерации Сергей Миронов «оказывает главе государства медвежью услугу». В этом убеждены многие авторы концепции судебной реформы 1991 года. «Пока еще можно говорить, что у нас есть хотя бы декоративная независимость правосудия, -- считает бывший член Мосгорсуда Владимир Миронов. -- А если предложения г-на Миронова одобрят, России нечем будет прикрыть то зависимое положение, которое суд занимает в нашей стране».
Законопроект, который на днях верхняя палата подготовила для внесения в Думу, включает в себя два основных пункта. Первый касается назначения гендиректора Судебного департамента при Верховном суде -- то есть руководителя структуры, занимающейся материальным обеспечением правосудия. Сегодня это прерогатива председателя Верховного суда, который назначает главу департамента с согласия Совета судей РФ. Сенаторы же хотят передать президенту право снимать и назначать этого чиновника на основании «представления председателя ВС с учетом мнения Совета судей». «Судебная корпорация потеряет возможность распоряжаться своими средствами, -- полагает профессор Московского института экономики, политики и права Сергей Пашин. -- Власть, которая не имеет своих вспомогательных органов, не может состояться. Кроме того, Судебный департамент -- это орган обеспечения работы не только судов, но и квалификационных коллегий».
Впрочем, другие предлагаемые спикером Мироновым поправки к закону «Об органах судейского сообщества в РФ» превращают эти самые квалификационные коллегии, по выражению г-на Пашина, в «придаток администрации президента». Сейчас Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) состоит из 29 членов: Совет Федерации назначает десять представителей общественности, одного -- президент, остальные избираются на съезде судей. Сергей Миронов предлагает сократить число членов ВККС до 21, из которых десять будут назначаться от общественности Советом Федерации, десять -- из числа судей, но все тем же сенатом, а одного делегирует президент. Так что в своем важнейшем корпоративном органе судьи окажутся в меньшинстве.
«ВККС решает не только карьерные вопросы, что само по себе крайне важно, -- заявил корреспонденту «Времени новостей» Сергей Пашин. -- Это еще и нормотворческий орган, решения которого определяют работу всех остальных квалификационных коллегий». Иными словами, Сергей Миронов предлагает одним махом все кадры судебной системы подвести под полный контроль президента. Ведь именно квалификационные коллегии сегодня являются инструментом расправы с неугодными судьями. Например, полномочия члена Мосгорсуда Ольги Кудешкиной, рассказавшей СМИ о давлении со стороны председателя этой инстанции Ольги Егоровой, были прекращены квалификационной коллегией именно за публичную критику. «Теперь этот инструмент предлагают вручить самому президенту, который, по сути, получит возможность снять любого судью», -- считает заместитель председателя совета при президенте по вопросам совершенствования правосудия профессор Сергей Вицин.
Впрочем, вместе с надзором за квалификационными коллегиями исполнительная власть получит контроль не только над рядовыми «служителями закона», но и над председателями судов, которые сегодня контролируют всю систему правосудия. «Судья практически полностью подчинен председателю, -- говорит Ольга Кудешкина. -- Хотя у судьи не должно быть начальника, тем более назначаемого президентом». А экс-зампредседателя Конституционного суда Тамара Морщакова заметила, что «никто не может получить должность даже мирового судьи, если председатель Верховного суда РФ этого не хочет». «Коллеги из Европы просили меня объяснить, как у нас председатель суда распределяет дела, -- рассказала г-жа Морщакова. -- И никак не хотели поверить, что этот вопрос в России не урегулирован и дела распределяются совершенно произвольно. Один судья получает простые процессы, другой -- сложные. И председатель всегда знает, кому можно доверить ведение дела, в котором представлены чьи-то властные интересы».
Так что если проект Сергея Миронова будет принят, власть в лице председателей судов получит прекрасных исполнителей, а несговорчивых сможет в любой момент отстранять с помощью квалификационных коллегий. «Фактически эти проекты подрывают основы третьей власти и стирают границу разделения властей», -- считает Сергей Пашин.
Впрочем, российские судьи еще надеются, что законопроект, вышедший из-под пера г-на Миронова, так и останется в Госдуме в качестве примера несвоевременной и не продуманной до конца инициативы. Ведь предложения спикера верхней палаты раскритиковало даже правовое управление Совета Федерации. По мнению же председателя Совета судей РФ Юрия Сидоренко, речь скорее всего идет о частной инициативе Сергея Миронова, который по-своему отреагировал на слова президента, заявившего после бесланского теракта о коррупции среди судей. А Фемида и без того слишком покорна, и никому не нужна столь явная демонстрация отсутствия в России правосудия. Ведь те же самые председатели судов в результате «реформы Козака» уже назначаются президентом (за исключением глав высших судов) на шесть лет с правом переизбрания и пока не давали повода для недовольства своей работой.
Юрий КОЛЕСОВ