|
|
N°182, 06 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Запад предпочитает работать с сильными партнерами»
На Украине в разгаре президентская кампания, которая завершится голосованием 31 октября. Из 24 кандидатов в президенты наибольшие шансы на победу имеют ставленник партии власти премьер Виктор Янукович и лидер оппозиции Виктор Ющенко. О своем видении предвыборной ситуации «Времени новостей» рассказывает Раиса БОГАТЫРЕВА -- правая рука г-на Януковича и лидер премьерской фракции «Регионы Украины» в Раде.
-- Чем отличаются условия, в которых приходится бороться за власть Виктору Януковичу, от условий предвыборной кампании Леонида Кучмы 1999 года?
-- Нынешняя кампания значительно более жестокая и циничная, чем в 1999 году. Уровень цинизма в действиях наших конкурентов зашкаливает. В обществе нагнетается истерия, сохраняется угроза раскола нации по региональному принципу. Планка морали некоторых политиков оказалась ниже уровня цивилизованных стран. Виктора Януковича необоснованно обвиняют во всех смертных грехах. Взять хотя бы прием, оказанный премьеру в Ивано-Франковске. Экзальтированные юнцы фактически плюнули в лицо премьер-министру, который приехал помочь не самому экономически развитому региону. Молодежь провоцируют на такие действия лозунги окружения Ющенко.
-- Что вы думаете о болезни Ющенко и связанных с ней событиях?
-- От души желаю ему скорейшего выздоровления. В то же время меня коробит поведение окружения Виктора Ющенко. Люди скрывали сам факт болезни своего лидера. Потом, не разобравшись с истинными ее причинами, подняли шум вокруг «козней режима». Почему бы не подождать? Давайте сначала выясним истину. А попытки вытолкнуть еще не выздоровевшего Ющенко обратно на ринг жесткой избирательной борьбы просто беспрецедентны по цинизму. Виктора Андреевича должен осмотреть консилиум авторитетных медиков. Они должны дать заключение, не повредит ли дальнейшее участие в избирательной кампании его здоровью. Если говорить о западных стандартах, в украинское законодательство надо ввести норму, согласно которой кандидаты в президенты будут обязательно проходить тщательное медицинское обследование. Мы имеем право знать, способен ли тот или иной претендент управлять большой страной физически. Ведь это почище полета в космос...
-- Как вы относитесь к обвинениям, высказанным Ющенко в адрес власти с трибуны Рады?
-- Спокойно. Мы не считаем нужным реагировать на каждую из многочисленных грязных агиток. Безусловно, неприятно, когда с высокой трибуны звучат голословные обвинения. Но я осознаю, каким было физическое и эмоциональное состояние Виктора Андреевича в тот момент. Поэтому я снова по-человечески желаю ему скорее выздоравливать и очищаться от экзальтированных лиц из его окружения.
-- Насколько прочна коалиция президентских сил, сплотившаяся вокруг Януковича? Оппозиция утверждает, что между интересами Донецка и Днепропетровска есть известные противоречия. Не может ли Днепропетровск сделать ставку на Ющенко?
-- У меня нет оснований не доверять нашим партнерам по коалиции. Мне неизвестно, что такое "днепропетровские интересы" в том смысле, в котором вы говорите. Почему интересы того же Днепропетровска должны противоречить задачам, скажем, Донецка? Виктор Янукович не устает подчеркивать, что он будет президентом всей Украины.
-- По данным президентских кругов, при голосовании 31 октября разрыв между Ющенко и Януковичем составит 2--3%. Бывший вице-премьер Украины и один из лидеров оппозиции Юлия Тимошенко заявляет, что за Януковича готовы голосовать всего около 5% избирателей. Чем объяснить столь разные оценки?
-- Здесь важно не как опрашивают, а как подают окончательный результат. Рекомендую нашим сторонникам спокойно относиться к цифрам, которые называют конкуренты. Мы участвуем в выборах, а не в состязании «кто нарисует своему кандидату больший рейтинг».
-- Как вы относитесь к заявлениям оппозиции о возможной фальсификации результатов выборов?
-- Пускай меня услышат в штабах конкурентов, которые запускают «утки» об использовании административного ресурса: мы, команда Виктора Януковича, не дадим оснований сомневаться в честности избирательного процесса. Тема «широкомасштабных фальсификаций» -- это индикатор паники в рядах оппонентов и попытка прозондировать реакцию Запада. Однако Западу эти дрязги неинтересны: он предпочитает работать с сильными партнерами. Тем более что на Украине выборы пройдут прозрачно и честно.
-- Возможна ли на Украине революция по образцу грузинской?
-- Нет, невозможна. Эти опасения подогреваются оппозицией. Не готовят ли эти господа почву, чтобы после провала на выборах Ющенко спровоцировать улицу? Провал «борца с режимом номер один» прогнозируют многие эксперты. Пусть наши оппоненты помнят: украинский народ мудр. Он достаточно настрадался, чтобы пойти на поводу у своих свежеиспеченных "друзей". А эти «друзья» еще вчера представляли ту власть, на которую они сегодня замахиваются картонными мечами.
-- Какие политические и экономические позиции предвыборной программы Януковича вы считаете наиболее сильными?
-- Я отметила бы преемственность программных установок Леонида Кучмы и Виктора Януковича. Это развивает то хорошее, что было заложено в два прежних президентских срока. Но не стоит выделять фрагменты из целостной программы, хотя предусмотрено, например, повышение зарплат не на проценты, а в разы, значительный рост пенсий, создание новых рабочих мест, сохранение нынешних высоких темпов роста украинской экономики... Причем то, что обещает Янукович-кандидат, уже начал выполнять Янукович-премьер.
-- В чем слабость предвыборных позиций Ющенко?
-- Программа лидера «Нашей Украины» писалась не для того, чтобы ее выполнять. Думаю, окружение Ющенко надеется вернуться во власть, чтобы посмотреть, что еще не приватизировано. Заметны непоследовательность г-на Ющенко и его дрейф к образу левого популиста.
-- Поддерживаете ли вы идею гарантии неприкосновенности действующему президенту после окончания президентских полномочий?
-- В цивилизованном государстве лицо, занимавшее высшую ступень государственной иерархии, удостаивается почестей и уважения до конца своих дней. Украина еще далека от осознания роли главы государства в ее истории. Поэтому я не исключаю, что необходимо законодательно закрепить гарантии неприкосновенности президента. Впрочем, это вопрос для дискуссии. Будем советоваться с коллегами-парламентариями.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев