|
|
N°106, 20 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стендовые переговоры
Жаку Шираку «приятно иметь дело с российскими авиастроителями»
Во вторник в парижском пригороде Ле-Бурже состоялась встреча Ильи Клебанова с президентом Франции Жаком Шираком. Прошла она в непривычном для официальных переговоров интерьере: г-н Клебанов принимал г-на Ширака в полном смысле слова "во всеоружии". Беседа состоялась в окружении новейшей продукции отечественного оборонного комплекса, представленной на стендах госкомпании "Рособоронэкспорт" на проходящем в Ле-Бурже 44-м Парижском международном аэрокосмическом салоне (подробнее см. рубрику «Заграница»). Экзотический антураж полностью отвечал содержанию беседы президента с вице-премьером: Россия и Франция продолжают переговоры о сотрудничестве в области высоких технологий, в том числе военного и двойного назначения. Судя по всему, во время запланированного на июнь визита французского президента в Москву стороны официально заявят о новых контрактах в этой области.
До сих пор крупнейшей российско-французской военной программой являлся совместный проект выпуска учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ. Его натурный образец участвует в ежедневной программе пилотажных полетов в небе над Ле-Бурже, неизменно привлекая внимание специалистов. В ходе традиционной презентации этой машины на салоне было заявлено о том, что французская сторона уже утвердила предоставление российской оборонке кредита в 400 млн франков (около 60 млн долларов) для закупки двигателей и авионики (вместе с российской корпорацией "МиГ" в реализации проекта участвуют французские компании "Талас Авионикс" и "Снекма"), необходимых для выпуска первой серийной партии МиГ-АТ. Поскольку этот самолет стороны разрабатывают для продажи третьим странам, экспертам пришлось долго гадать о том, под какой же конкретный заказ выполнена "пустынная" раскраска выставочного образца МиГ-АТ. Эти сомнения разрешил директор по экспорту компании "Снекма" Терри Куртс, заявивший, что наиболее реальными претендентами на закупку первых партий МиГ-АТ (до 50 машин) являются сейчас Греция и Индия. Впрочем, информация от конфиденциальных источников газеты "Время новостей" свидетельствует о том, что у Москвы и Парижа имеются также планы продвижения этого самолета в ряд стран Ближнего Востока и Магриба.
При этом любопытно, что конкретным местом встречи Жака Ширака и Ильи Клебанова стал все же не стенд авиакорпорации "МиГ", а экспозиция другой не менее известной российской фирмы по разработке и производству боевой авиации -- компании "Сухой". По словам гендиректора государственной компании "Рособоронэкспорт" Андрея Бельянинова, истребители "Сухого" являются одним из важнейших приоритетов в работе российских "спецэкспортеров". Продукция "Сухого" является бесспорным "гвоздем" российской экспозиции на Ле-Бурже-2001. Особый интерес у международного авиабомонда, естественно, вызвал двухместный многофункциональный истребитель Су-30МК, представляющий на салоне продукцию Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КНААПО является одним из крупных серийных заводов фирмы "Сухой"). С конца прошлого года КНААПО выполняет крупный контракт на поставку Су-30МК в Китай; понятно, что новая боевая машина, которой перевооружаются ВВС крупнейшей армии мира, не может не привлекать самого пристального внимания. Тем более "Сухой" сейчас резко наращивает свои экспортные поставки. Гендиректор АВПК "Сухой" Михаил Погосян выступил на Ле-Бурже с сенсационным заявлением о том, что объемы продаж продукции его фирмы в 2001 году "более чем в два раза превзойдут финансовые итоги 2000 года". Таким образом, речь идет о продаже боевых самолетов "Сухого" на общую сумму от 2 до 2,5 млрд долларов: г-н Погосян отказался конкретизировать эту цифру, ограничившись заявлением, что продажа его истребителей составит "более 50% всего годового объема экспорта российской военной техники". Пока что авиастроители отказываются уточнять и конкретные страны, приобретающие у нас истребители. Отвечая на вопрос о возможности выхода на новые рынки, генконструктор ОКБ "Сухой" Михаил Симонов ограничился заявлением о том, что фирма проводит "мощную экспансию" на международном рынке авиационных вооружений. По его словам, "кроме своих обычных партнеров -- Китая, Индии и Вьетнама -- фирма сейчас работает с нетрадиционными покупателями".
Кстати, резко возрасти может и российский военный экспорт в целом. По крайней мере в ответ на просьбы подтвердить неофициальную цифру 6 млрд долларов (якобы именно на такую сумму "Рособоронэкспорт" подписал контракты за последнее полугодие), активно обсуждаемую сейчас в кулуарах Ле-Бурже, г-н Бельянинов не стал ее опровергать, дипломатично уйдя от обсуждения конкретных деталей.
О существовании российско-французской программы по продвижению в третьи страны самолетов "Сухого" до сих пор известно крайне мало: судя по всему, стороны лишь приступают к совместным проработкам в этой области. По крайней мере в ходе публичной части вчерашней беседы на стенде фирмы "Сухой" Жак Ширак и Илья Клебанов были крайне осторожны в своих высказываниях. Французский президент ограничился заверениями в том, что ему "приятно иметь дело с российскими авиастроителями", а вице-премьер больше говорил о сотрудничестве в области гражданской авиации (Россия и Франция планируют наладить совместный выпуск авиадвигателей для пассажирских самолетов). Так что с новыми сенсациями в области российско-французского сотрудничества, видимо, придется повременить до Москвы.
Юрий ГОЛОТЮК, Ле-Бурже