Время новостей
     N°182, 06 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.10.2004
Счета быстрой заморозки
Россия усиливает борьбу с финансированием терроризма
На фронте борьбы с отмыванием «грязных» денег и финансированием терроризма вновь грядут перемены. Вчера министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что рассматривается возможность ужесточения соответствующего законодательства.

Вряд ли стоит сомневаться в том, что желание бросить максимум сил и средств на перекрытие каналов финансовой подпитки террористов возникло в правительстве после серии терактов конца августа -- начала сентября: взрывов у метро "Рижская" и на борту двух авиалайнеров, захвата заложников в Беслане. На фоне общей активизации антитеррористических действий было бы просто нелепо не попытаться лишить идеологов терроризма хотя бы части денег, на которые они нанимают исполнителей, покупают оружие, взрывчатку и т.д. «Каждый заблокированный доллар, каждый заблокированный рубль -- это спасенные жизни людей», -- заявил г-н Кудрин на открывшемся вчера в Москве представительном международном семинаре по противодействию финансированию терроризма в Евроазиатском регионе.

Оказывается, принятое два с половиной года назад отечественное антиотмывочное законодательство, которое уже дважды совершенствовалось, в том числе в направлении борьбы с финансированием терроризма, по ряду принципиальных положений мягче, чем во многих других странах, например в США. Причем в правительстве, похоже, уже знают, как залатать дыры.

«Практика первых лет работы (в сфере борьбы с отмыванием и финансированием терроризма. -- Ред.) показывает, где можно усилить законодательство», -- сказал г-н Кудрин. Впрочем, каким конкретно образом произойдет «усиление», ни г-н Кудрин, ни глава Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) Виктор Зубков не сказали. Глава Минфина лишь дал понять, что станет жестче контроль за финансовыми потоками, будет больше возможностей для блокирования подозрительных операций, замораживания счетов. Однако, учитывая деликатность вопроса, рубить с плеча никто не собирается. «Сейчас изучаются все аспекты, которые можно было бы внедрить без ущерба для бизнеса и прав человека», -- успокоил Алексей Кудрин.

С момента создания российской финансовой разведки периодически возникали дискуссии о том, сохраняется ли еще в России банковская тайна, или же любая операция, любой счет может стать известным ФСФМ, а через него правоохранительным и налоговым органам. Однажды Виктор Зубков ушел от ответа на прямой вопрос корреспондента «Времени новостей», действует ли в России банковская тайна. Ушел по вполне понятным причинам. Дать отрицательный ответ не может ни один чиновник в любой стране мире, а сказать «да» г-ну Зубкову, видимо, помешало истинное положение вещей. Дело в том, что руководимое им ведомство сегодня получает информацию обо всех денежных и имущественных операциях на сумму свыше 600 тыс. руб. (или их валютном эквиваленте). Причем кроме банков информировать ФСФМ обязаны еще с десяток категорий организаций, в том числе страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, компании, управляющие инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами, организации почтовой связи, ломбарды, лизинговые компании, риэлторы, торговцы драгметаллами и ювелирными изделиями, организаторы тотализаторов, букмекерских контор и лотерей.

Иными словами, люди Зубкова знают если не все, то много. О том, как используются эти знания, можно судить по печальной истории Содбизнесбанка, лишившегося лицензии за нарушения именно антиотмывочного законодательства. Впрочем, не все так плохо. Финансовые разведчики по закону не могут делиться -- в том числе с правоохранительными и налоговыми органами -- информацией, не связанной с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма. Иными словами, львиная доля поступающих в службу «депеш» хоронится там же. Не случайно месяц назад на банковском форуме в Нижнем Новгороде Виктор Зубков заявил, что ФСФМ обязуется соблюдать конфиденциальность при работе с предоставленной информацией. Кстати, на том же форуме он сообщил, что в российский список тех, кто может быть связан с финансированием терроризма, сегодня входит около тысячи физических и 124 юридических лица. И вся эта информация есть у банков.

Российские финансовые разведчики в попытке закрыть лазейки для «грязных» денег, перекрыть каналы снабжения финансами террористических организаций, похоже, не знают покоя. Они даже придумали создать под эгидой FATF (основного мирового борца с отмыванием денег) Евразийскую группу по противодействию легализации преступных средств и финансированию терроризма (ЕАГ). Наши финансовые разведчики хотят, чтобы все окружающие Россию страны включились в общее дело.

Учредительное собрание новой организации состоится сегодня в рамках семинара. Помимо России в нее войдут страны СНГ, которые не состоят ни в одной из действующих международных антиотмывочных организаций. Это Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Компанию им составит Китай. Причем Россия готова пожертвовать бюджетными деньгами на становление новой структуры: 1 млн долл. до конца 2004 года и еще столько, а может, и больше в 2005 году. По крайней мере Алексей Кудрин сказал вчера, что российский бюджет вполне в состоянии выделить на эти цели и 2 млн долл. Деньги пойдут на обучение местных кадров, программное обеспечение.

Михаил ВОРОБЬЕВ