|
|
N°181, 05 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Христианская «коса» на мусульманский «камень»
Европе предстоит «испытание Турцией»
У Турции есть все основания обидеться на старушку Европу. Усилиями председательствующих в ЕС в нынешнем году Нидерландов в Стамбуле был отменен форум министров иностранных дел стран -- членов Организации Исламская конференция (ОИК) и Евросоюза.
Дело в том, что Гаага сочла неприемлемым то, как было обозначено присутствие в Стамбуле делегации так называемой Турецкой республики Северного Кипра -- для нее были приготовлены таблички с надписью «Государство турецких киприотов». Нидерландское правительство предложило странам ЕС отказаться от участия в стамбульском форуме. Анкара, объяснявшая это решение лоббистской деятельностью греческих киприотов, вынуждена была отменить встречу буквально за два дня до ее начала.
Турки с трудом скрывали обиду на европейцев. Вице-премьер, министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль (на снимке) рассказывал журналистам, что с просьбой провести этот форум к нему лично обращались его европейские коллеги, воодушевленные успехом встречи глав МИД ОИК и ЕС, проведенной в Стамбуле в 2002 году. Она позволила начать конструктивный диалог между крупнейшими мировыми объединениями, ведь в ОИК входят 57 мусульманских стран, а ЕС сегодня называют «христианским клубом» 25 государств. «Этот форум представлял собой отнюдь не политическое мероприятие, он выглядел как диалог культур, встреча цивилизаций, -- говорил турецкий министр, -- он не преследовал своей целью принятие каких-либо обязывающих его участников политических заявлений».
«Но ведь Анкара могла устранить формальные препятствия для проведения форума?» -- спросили г-на Гюля. «Вы должны понять, -- отвечал он, -- что это встреча министров двух организаций, имеющих равные права при выборе своих представителей. В июле этого года ОИК приняла решение изменить титул представленного в ней в качестве наблюдателя Северного Кипра, вместо «Мусульманской общины Кипра» -- «Государство турецких киприотов». Как мы можем изменить это решение ОИК?»...
Одним словом, нашла христианская «коса» на мусульманский «камень». И произошло это за пару дней до того, как был обнародован доклад Европейской комиссии о возможности начала переговоров на тему вступления более чем 70-миллионной Турции в Евросоюз (см. «Время новостей» от 4 октября).
Но турки отнюдь не обескуражены нидерландским афронтом и не связывают его с позицией всех членов ЕС. Как заметил в беседе с корреспондентом «ВН» старший советник премьер-министра Турции Ахмет Дэвидоглу, «если бы председательствующей в ЕС сегодня была бы, скажем, Германия, то не исключено, что этого казуса бы не произошло». Поэтому в Анкаре не видят причин беспокоиться в связи с возможностью отказа ЕС начать переговоры о вступлении Турции в ее ряды. «Мы не ставим перед собой конкретные сроки достижения этой цели, -- говорит Абдулла Гюль, -- потому что помним, что Испании понадобилось для этого девять лет, а Великобритании -- все двенадцать». «Вы должны понять, -- говорил министр, -- что стремление Турции стать членом сообщества европейских демократий для подавляющего большинства турок совершенно естественно, нам никто этого не навязывает, мы сами выстрадали демократию».
Г-н Гюль, один из лидеров турецкой Партии справедливости и реформ (ПСР), объяснял это эмоционально и доходчиво. «ПСР пришла к власти, получив большинство мест в парламенте, преодолевая угрозы и преследования, нас сажали в тюрьмы, но мы добились победы в честной борьбе, используя демократические методы. За два года у власти мы провели серьезные структурные реформы, которые раньше были немыслимы. Мы ограничили влияние военных настолько, что теперь впервые в нашей истории влиятельный совет национальной безопасности возглавляет не генерал, а гражданское лицо, профессиональный дипломат. Мы доказали, что в мусульманской стране возможна успешная борьба с коррупцией». В этот момент турецкий министр почему-то выразительно взглянул в сторону арабских журналистов.
Ярким оказалось выступление Абдуллы Гюля и на симпозиуме, состоявшемся в Стамбуле, который должен был предшествовать отмененному форуму министров ОИК и ЕС. На берегах Босфора собралась интеллектуальная элита мусульманского и христианского мира со всех континентов. В такой среде особенно выразительным показалось перечисление турецким министром тех угроз, с которыми сталкивается сегодня человечество. Среди ксенофобии, расизма, религиозного и этнического фанатизма, возрастающей нетерпимости к мусульманам г-н Гюль упомянул и антисемитизм.
Впрочем, если вспомнить, что после изгнания евреев из Испании в конце XV века среди тех, кто предоставил им убежище, был султан Оттоманской империи, то неудивительно, что современные турки унаследовали традиции подобной веротерпимости. На симпозиуме не раз подчеркивалось, что именно Турция может стать мостом, связывающим три основные религии, признающие Авраама своим общим пророком, -- иудаизм, христианство и ислам.
А что касается перспектив вступления Анкары в ЕС, то Ахмет Дэвидоглу заметил, что «Европе предстоит испытание Турцией». Советник турецкого премьера убежден, что только в этом случае Европа станет «глобальным игроком», объединяющим страны на принципах религиозного плюрализма и мультикультурного многообразия, и это станет по-настоящему первым расширением Евросоюза.
«Что означает для ЕС присоединение Турции?» -- вопрошал французский историк Александр Адлер и сам же отвечал: «Свобода на востоке ее границ и сила на западе!». «Я не хочу вас пугать, -- говорил он, -- но не станет ли Турция, в случае отказа в принятии в ЕС, «вторым Ираном»? А сам Евросоюз превратится тогда в сборище «корпоративных демократий» и, кроме того, потеряет шанс по-настоящему укрепить отношения с Россией».
О России на симпозиуме вспоминали не раз, чаще всего это делали хозяева. Для нас соседняя держава, как сказал «ВН» Абдулла Гюль, «стратегический партнер, отношения с которым не зависят от политической конъюнктуры и не выстраиваются по принципу «от кризиса к кризису». «Россия, как и Турция, принадлежит евразийскому пространству, у нас долгая история отношений, и мы хорошо друг друга понимаем, -- заметил министр иностранных дел Турции. -- Поэтому мы с нетерпением ждем визита президента Путина, который не состоялся в начале сентября из-за трагедии в Беслане».
Как стало известно «ВН» из турецких источников, Анкара предложила Москве на выбор три новых срока визита российского президента еще до конца нынешнего года.
Аркадий ДУБНОВ, Стамбул--Москва