|
|
N°106, 20 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В Европу со своим титаном
Пробивается российский авиапром
На проходящем под Парижем авиасалоне обе крупнейшие мировые авиастроительные корпорации -- Airbus и Boeing -- объявляют о привлечении к своим проектам российских субподрядчиков. Airbus вчера распространил информацию о подписанном несколькими днями раньше с Верхнесалдинским металлургическим производственным объединением (ВСМПО) долгосрочном контракте на поставку титанового проката. Boeing сегодня, как ожидается, подпишет предварительное соглашение о совместном проектировании самолета с авиастроительными фирмами "Сухой" и "Ильюшин".
На вчерашней пресс-конференции, посвященной контракту между Airbus и ВСМПО, представители обеих фирм старательно уклонялись от вопросов о физических объемах согласованных поставок и их стоимости. Прижатый к стенке журналистами старший вице-президент Airbus Петер Клопфер прямо заявил, что считает "размеры контракта" конфиденциальной информацией, а потому ничего на эту тему не скажет. Генеральный директор ВСМПО Владислав Тетюхин из солидарности с партнером тоже вынужден был опустить финансовую сторону дела и сконцентрироваться на других аспектах соглашения.
По словам Тетюхина, в контракте Airbus фактически представляет Верхнесалдинскому комбинату квоту на поставки авиационных титановых сплавов. Физические объемы поставок будут колебаться в зависимости от интенсивности работы авиасборочных цехов концерна. Но в процентном отношении уральский комбинат всегда будет самым крупным поставщиком титана для Airbus. Впрочем, и с физическими объемами все обещает быть хорошо. Сейчас производство самолетов на Airbus растет (к 2003 году концерн намерен довести темп их сборки до 38 штук в месяц). Таким образом, ВСМПО остается только следить за тем, чтобы качество его продукции случайно не перестало бы отвечать стандартам Airbus. В беседе с корреспондентом газеты "Время новостей" г-н Тетюхин особо подчеркнул, что контракт с европейским концерном впервые подписан надолго -- на пять лет. Airbus начал исследовать возможность использования верхнесалдинского титана еще десять лет назад, а покупать его стал двумя годами позже, постепенно увеличивая объем закупок. Но до сих пор такие сделки проходили на основе годовых или максимум двухлетних контрактов. О том, что зарубежный рынок значит для ВСМПО, говорят приведенные гендиректором цифры: внутри России комбинат продает 3 тыс. т титана в год, а за рубеж (в том числе и злейшему конкуренту Airbus -- американскому Boeing) -- 13 тыс. тонн.
Между тем Boeing без особой помпы готовится подписать с АВПК "Сухой" и АО "Ильюшин" соглашение о совместной разработке нового регионального самолета. Представители всех заинтересованных фирм еще вчера соглашались говорить с корреспондентом газеты "Время новостей" на эту тему только в самых расплывчатых выражениях. Их осторожность продиктована, видимо, тем, что соглашение будет носить только предварительный характер. Речь в нем пока идет не о проектировании самолета как такового, а о маркетинговом исследовании с целью понять, какой самолет может быть востребован рынком.
АВПК "Сухой", знаменитый своими боевыми машинами и представленный на Ле-Бурже одним из них -- истребителем Су-30МК (подготовлен к выпуску на ПО в Комсомольске-на-Амуре), уже давно старается создать у себя и гражданское "крыло". С российской стороны проект российско-американского регионального самолета имеет политическую поддержку на самом высоком уровне. Его одобрил вице-премьер Клебанов, в начале года встречавшийся с руководством Boeing в Москве, а сейчас возглавляющий российскую делегацию на Ле-Бурже. Детали соглашения стороны утрясали уже на авиасалоне, но сегодня документ скорее всего будет подписан.
Между тем в России у этого проекта просматриваются не только союзники, но и конкуренты. Вчера, тоже без лишней помпы, представители Иркутского ПО, КБ им. Бериева и питерского двигателестроительного завода им. Климова подписали в Ле-Бурже соглашение о проектировании собственного регионального самолета Бе-132.
Михаил КУКУШКИН, Ле-Бурже