|
|
N°180, 04 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вечный свет, Мужчина в белом и Великаны
Открылся фестиваль к 70-летию Альфреда Шнитке
Фестиваль памяти иконы советского авангарда, мастера искушений и озарений, сарказма и обескураживающе прямого разговора о вечности композитора Альфреда Шнитке мог и не состояться: продюсер Татьяна Гудкова, проводившая событийный форум десять лет назад, ушла из жизни, не закончив проект.
Но ее замысел не пропал: за продюсирование взялся Дом музыки, а облик фестиваля, согласно концепции Гудковой, составили имена не только Шнитке, но и Мстислава Ростраповича (пообещавший однажды никогда не играть в Москве, он виртуально присутствует здесь в ранге председателя оргкомитета), Гидона Кремера с оркестром «Кремерата Балтика», Юрия Башмета, дирижера Саулюса Сондецкиса, Татьяны Гринденко, Владимира Спивакова, Александра Ивашкина, Натальи Гутман, Олега Крысы, вдовы Шнитке Ирины и других, чьи авторизованные интерпретации были некогда первыми, чьи имена стоят на титульных листах многих опусов, чьими стараниями музыка Шнитке приобрела не только статус легенды, но и пронзительное звучание.
Накануне фестиваля (продлится до 20 октября) на доме, где жил Шнитке, в меру торжественно (без грубых вмешательств официоза) была открыта мемориальная доска работы скульптора Леонида Могилевского. К юбилею выпущена медаль работы того же автора -- ее раздадут участникам.
Открытие тоже обошлось без тягучего потрясания хоругвями. Эммануил Виторган произнес обращение «к людям», затем на сцене появился Юрий Башмет сперва с камерным оркестром «Солисты Москвы», затем с симфоническим оркестром «Новая Россия». «Солисты» убедительно справились с «Монологом» для альта и струнных и «Трио-сонатой» в башметовской оркестровой версии, продемонстрировав и собранную красоту звучания, и сочетающий странность и простоту голос Шнитке того периода, когда шокирующе саркастические слова им были уже сказаны, а разговор почти без слов был еще впереди.
С чуть меньшим блеском, но корректно звучал оркестр «Новая Россия», аккомпанирующий своему художественному руководителю в Альтовом концерте. Почти архивным, исполненным деликатностью мастерством Саулюса Сондецкиса можно было лишь любоваться.
Сегодня на сцену БЗК выйдут камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Владимир Спиваков и Ирина Шнитке.
Дальнейшие программы обещают быть авторитетными и глубокими и создать вокруг опусов Шнитке с их амбициозными программами («Вечный свет, Мужчина в белом, Фигура желтого цвета, им противостоят Черный человек и Великаны») атмосферу не столько ажиотажа, сколько любви и трепета.
Юлия БЕДЕРОВА