|
|
N°180, 04 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слияние в «не совсем корректной форме»
«Иркут» и "МиГ" начали строить единую авиакорпорацию
Правительство России решило объединить двух гигантов отечественного военного авиастроения -- РСК «МиГ» и корпорацию «Иркут». Предыдущий генеральный директор «МиГа» Валерий Торянин был уволен в конце сентября именно за противодействие этой идее. Так объяснил в прошлую пятницу его отставку руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, представляя коллективу «МиГа» нового гендиректора Алексея Федорова. Впрочем, механизм объединения двух структур с разным хозяйственно-правовым статусом еще не до конца неясен даже самим инициаторам этой реформы. Первое время «МиГ» и «Иркут» будут сосуществовать в режиме, напоминающем «личную унию», которая в Средние века время от времени возникала между европейскими монархиями. Г-н Федоров будет совмещать свой новый пост главы ФГУП РСК «МиГ» с предыдущей должностью президента АО «Иркут».
Идею преодоления кризиса в отечественном авиапроме путем слияния всех существующих авиастроительных предприятий в самолетостроительную корпорацию Борис Алешин пропагандировал еще с весны 2003 года (тогда он был вице-премьером правительства). Горячими сторонниками этой реформы в кругах, непосредственно занимающихся выпуском и экспортом оружия, называли президента «Иркута» Алексея Федорова и Сергея Чемезова, первого заместителя гендиректора «Рособоронэкспорта» (с апреля нынешнего года г-н Чемезов возглавляет эту организацию).
В феврале 2004 года г-н Алешин уже говорил о единой корпорации как о почти свершившемся факте. По его словам, в бизнес-сообществе и профильных государственных ведомствах сформировался консенсус насчет принципов предстоящего объединения. Резко против выступил только новый (назначен в ноябре 2003 года) гендиректор РСК «МиГ» Валерий Торянин.
Весной этого года г-н Торянин рассказывал «Времени новостей», что подписание учредительных документов предполагаемого объединения сорвалось в последний момент потому, что он отказался поставить на них свою подпись от имени «МиГа». «Теперь, я думаю, возврата к этой идее уже не будет», -- сказал тогда г-н Торянин. Его уверенность базировалась среди прочего на том, что в результате мартовской перестройки правительства аппаратный статус г-на Алешина понизился сразу на две ступеньки.
Получается, что г-н Торянин ошибался. 25 сентября премьер Михаил Фрадков издал распоряжение об увольнении гендиректора «МиГа». А 1 октября, представляя руководителям подразделений комплекса нового начальника, Борис Алешин заявил, что в этом увольнении «нет ничего личного». Впрочем, не упоминая имени г-на Торянина, руководитель федерального агентства прямо объяснил: «Чем вызвана перемена? Тем, что в отрасли идет консолидация промышленных активов, компаний, и «МиГ» не может находиться в стороне. Роль «МиГа» в объединенной компании -- одна из ключевых, и поэтому постоянная позиция «против» не могла продолжаться далее».
Относительно механизма будущего объединения с «Иркутом» гг. Алешин и Федоров сказали лишь одно: он должен быть максимально продуманным и осторожным, чтобы сохранить для государства технический потенциал «МиГа» и не нанести ущерб акционерами «Иркута» (государству принадлежит лишь около 14% его акций, остальное находится в частных руках).
Г-н Федоров отметил, что сейчас объединению препятствует то, что «МиГ» и «Иркут» существуют, как он выразился, в «диаметрально противоположных» хозяйственно-правовых формах. «МиГ» -- это федеральное унитарное предприятие, а «Иркут» -- акционерное общество. В связи с этим, сказал он, «ускорится перевод «МиГа» из ФГУП в АО со 100-процентной государственной собственностью на первых порах». Кстати, акционированию «МиГа» г-н Торянин также сопротивлялся всеми силами.
Разумеется, собравшихся на официальное представление г-на Федорова руководителей «МиГа» интересовало, что будет с программами и проектами, которые они сейчас выполняют. Дело в том, что «Иркут» занимается выпуском истребителей разработки фирмы АХК «Сухой». Хотя «Сухие» и МиГи -- это разные классы боевых машин с разными задачами, конкуренция между ними за ресурсы и рынки сбыта объективно имеет место. Г-н Федоров не стал радовать своих новых подчиненных пустыми обещаниями. Он сказал, что пока не готов давать оценку состоянию дел на «МиГе», что эти дела подвергнутся беспристрастной ревизии, что все проекты, признанные перспективными с рыночной точки зрения, будут продолжены, а все остальные -- «извините»...
Он также не скрыл, что привлечет на «МиГ» кое-кого из своей «иркутской» команды, и тут же объявил о первом назначении «варяга». Первым заместителем гендиректора и генконструктора «МиГа» стал Сергей Цивилев, занимавший в «Иркуте» пост старшего вице-президента по финансам. Одновременно были восстановлены в своих должностях некоторые старые миговские кадры, в том числе заместитель гендиректора Владимир Барковский, уволенный при г-не Торянине.
На вопрос «Времени новостей», сохранит ли г-н Федоров за собой свои посты и полномочия в «Иркуте», он ответил буквально следующее: «На какое-то время -- да. Но в каком-то промежутке времени все изменится». Услышав этот ответ, г-н Алешин прокомментировал: «Это не совсем корректная форма совмещения полномочий в частной и государственной компаниях. Мы будем искать такой выход из этой ситуации, который не нанесет ущерба интересам акционеров «Иркута».
Михаил КУКУШКИН