|
|
N°180, 04 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Конец эры Ардзинбы
В Абхазии обиделись на российских агитаторов
Вчера в Абхазии состоялись президентские выборы. Главными претендентами на высший пост в непризнанной республике были действующий премьер-министр Рауль Хаджимба, официальный преемник сильно болеющего в последние два года нынешнего президента Владислава Ардзинбы и объединивший оппозицию глава «Черноморэнерго», бывший председатель правительства Сергей Багапш. С ними соперничали экс-премьер Анри Джергения, экс-глава абхазского МИДа Сергей Шамба и председатель Народной партии Якуб Лакоба. Интерфакс вчера сообщил со ссылкой на малоизвестный научный центр ЕГСУПД, что опрос избирателей на выходе с участков якобы указал на убедительное лидерство Хаджимбы с 56% голосов.
По данным председателя ЦИК Абхазии Сергея Смыра, барьер в 50% в среднем по республике был преодолен, и выборы состоялись. Между тем кандидаты уже выступают с заявлениями о нарушениях. Сергей Багапш утверждает, что «на избирательных участках допускались грубейшие нарушения, прежде всего связанные с дополнительными списками». Кандидат в президенты сообщил, что договорился с ЦИК о том, что надо выявить «двойников» -- то есть избирателей, голосовавших дважды.
Задача эта не из легких -- точное количество избирателей Абхазии не известно никому, ориентировочно их от 160 до 180 тыс. За несколько дней до выборов их было всего 115 тыс., потом пришлось составлять дополнительные списки. В поле зрения ЦИК не попали 24 тыс. абхазских пенсионеров, которые оформляли себе российские пенсии, а также те, кто занимался в сентябре оформлением загранпаспортов и получал второе, российское гражданство.
Накануне выборов, 30 сентября, в Абхазии разгорелся немыслимый для эпохи Ардзинбы скандал. За действующего премьера приехали агитировать из России как частные лица вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский и некоторые другие думские депутаты, уроженец Сухуми заместитель генпрокурора Владимир Колесников, а также Иосиф Кобзон, Олег Газманов и другие эстрадные звезды. Однако в пятницу парламент Абхазии назвал шестичасовое мероприятие на сухумском стадионе, полностью транслировавшееся местным ТВ, «грубейшим нарушением закона «О выборах президента Республики Абхазия».
Депутаты были оскорблены тем, что российские политики и деятели культуры связывали будущую помощь Абхазии со стороны России с избранием на пост президента Рауля Хаджимбы. «Может быть, это и не было прямым вмешательством России и указанием, кого выбирать, -- рассуждал в беседе с корреспондентом «Времени новостей» первый заместитель министра иностранных дел Абхазии Максим Гвинджиа. -- Но наши люди восприняли это болезненно. Зачем было превращать в пиар-акцию день победы в войне, день нашей независимости, день, когда мы вспоминали наших погибших?».
Возмущение абхазских парламентариев можно понять. Однако российский десант был также явным вызовом властям в Тбилиси, пытающимся вернуть мятежную республику под свой контроль. Казалось бы, выборы не предвещают Грузии ничего хорошего -- кто бы ни победил, любой новый президент окажется «пророссийским». «Активная часть абхазского общества -- ведущие партии, неправительственные организации -- поддерживает Сергея Багапша, -- заявил «Времени новостей» известный грузинский эксперт по проблеме Абхазии Паата Закареишвили. -- Хаджимба может победить за счет административного ресурса или фальсификаций, но он всегда будет московским назначенцем, московской марионеткой. Хаджимба обречен проводить пророссийскую политику, это его главный и, возможно, единственный козырь. Причем как профессиональный чекист (Хаджимба -- выпускник Минской высшей школы КГБ СССР. -- Ред.) он будет искать поддержки в силовых структурах России. Политика Багапша тоже будет пророссийской, но ориентированной на экономические связи. Багапш больше абхаз, чем Хаджимба, ему дороже идеалы абхазской независимости. Это значит, что он лучше будет вести политический торг на переговорах с Грузией».
Год назад, когда Абхазия отмечала десятую годовщину победы над грузинской армией, впервые прозвучали слова о том, что послевоенные итоги печальны -- экономика в коллапсе, международного признания нет.
Часть политиков нашла в себе мужество открыто признать, что Абхазия стала просто инструментом Москвы для давления на Тбилиси. Общество потребовало перемен. Часть интеллектуальной и чиновничьей элиты создала «Единую Абхазию», которая вместе с влиятельнейшей «Амцахарой» («Родовые огни» -- движение ветеранов войны с Грузией) поддержала кандидатуру Сергея Багапша. Сергей Багапш уже заявил, что "необходимо менять авторитаризм, существующий в республике вот уже 11 лет". "Мы идем не править -- мы идем менеджерами к народу Абхазии", -- подчеркнул кандидат от оппозиции. Он видит Абхазию независимым государством с «углубленной интеграцией российской экономики в абхазскую на взаимовыгодных условиях».
Грузинский эксперт надеется, что недовольство российским вмешательством в абхазском обществе станет знаковым событием. "Если бы не недальновидная стратегия Грузии последних лет по отношению к Абхазии, то дистанция между Сухуми и Москвой могла быть ощутимее. Ведь чего сейчас ждут от Тбилиси в Абхазии? Или ничего, или боятся агрессии», -- считает г-н Закареишвили. Но теперь, по его мнению, кто бы ни победил на выборах, начнутся грузино-абхазские переговоры. «Никто, кроме Ардзинбы, не имел перед Абхазией таких заслуг. Никому не простят того, чего прощали Ардзинбе. Все ждали, когда он сойдет со сцены. Кавказский менталитет не позволял дергать нездорового человека. Но сейчас общество желает перемен и будет требовать их от новых властей», -- говорит г-н Закареишвили.
Жажда перемен еще не означает неизбежности смягчения абхазской позиции на переговорах с Тбилиси. В интервью нашей газете председатель правительства Абхазии в изгнании, спецпредставитель президента Грузии по абхазскому урегулированию Ираклий Аласания заявил: «Мирный курс будет для нас приоритетным, и об этом президент Грузии Михаил Саакашвили сказал недавно с трибуны Генассамблеи ООН». «Предвыборная температура в Абхазии высокая, -- отметил г-н Аласания. -- Мы не исключаем конфликтов между конкурентами, провокаций в Гальском районе. Что касается российских агитаторов, то мы на этом не фокусируемся. Владимир Путин еще в августе встречался в Сочи с Раулем Хаджимбой».
По данным Пааты Закареишвили, голосовали вчера в Абхазии активно, даже в населенном грузинами Гальском районе. «В Сухуми такие очереди на участках, что надо стоять часами, -- сказал «Времени новостей» первый замглавы МИД Абхазии г-н Гвинджиа. -- Мы аккредитовали свыше 70 наблюдателей из республик Северного Кавказа, от Южной Осетии и Нагорного Карабаха, Приднестровья, казачьих организаций. Просили прислать и представителей ООН и ОБСЕ. Но они не признают законность выборов. Конечно, мы непризнанная республика, но что нам делать?»
Так или иначе, в непризнанной Абхазии прошли первые выборы на альтернативной основе. С политической сцены окончательно сошел бессменный руководитель мятежной республики 59-летний Владислав Ардзинба, с именем которого связано фактическое отделение Абхазии от Грузии. Вооруженный конфликт с грузинской армией в 1992--1993 годах, по официальным данным, унес жизни 17 тысяч человек, в том числе 4 тысяч абхазов. Более 270 тысяч грузин были вынуждены бежать из Абхазии. Потери абхазской экономики составили 10,7 млрд долларов.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси