|
|
N°180, 04 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Плюс-минус Россия
Финансовые лидеры мира сохранили формат «7+1»
Призывы исключить Россию из «большой восьмерки», постоянно звучащие из уст западных маргиналов, не прошли бесследно. Встреча министров финансов и глав центробанков группы индустриально развитых стран прошла в пятницу в Вашингтоне без Алексея Кудрина и Сергея Игнатьева. Их пригласили участвовать в расширенном тематическом заседании по обсуждению проекта «Большой Ближний Восток и Северная Африка» с представителями региона, затем г-на Кудрина даже пригласили на традиционное фотографирование с другими министрами финансов G8, а вот рабочий ужин, где главные финансисты мира в узком кругу обсуждают состояние мировой экономики, прошел без россиян. Строго говоря, «финансовой восьмерки» не существует. Это единственный формат, где сохраняется режим «7+1» -- «семерка» плюс приглашенные представители России. Сначала их приглашали на обсуждение только российской проблематики, потом и других вопросов, а в июне Алексей Кудрин и Сергей Игнатьев участвовали уже полностью во всей дискуссии. Казалось, что формат «7+1» окончательно изжит и Россия наконец стала полноправным членом клуба. К тому же близится 2006 год, когда наша страна будет принимать саммит глав государств «восьмерки».
Встреча финансистов стран «семерки» традиционно проводится в рамках годового собрания акционеров МВФ и Всемирного банка. В пятницу министры предпочли поговорить не гг. Кудриным и Игнатьевым, а с представителями Китая, впервые появившимися здесь в качестве гостей. На долю россиян остались двусторонние переговоры с министрами финансов США и Германии (как рассказал Алексей Кудрин, гуру американской экономики Алан Гринспен поделился своими данными, что в России резко снизился «уровень экономической преступности и бандитизма», что радует главу Федеральной резервной системы). Возможно, это было в каком-то смысле справедливо: финансовый мир так интересовал приезд китайцев, что отсутствие России почувствовали только в российской делегации. Впрочем, сам г-н Кудрин не стал драматизировать ситуацию: беседуя с журналистами, он признал, что Россия пока еще не «полноформатный» член «восьмерки», но неуклонно к этому движется...
Пока трудно понять, имелись ли в решении «семерки» не приглашать российских министров политические мотивы или нет. Но и в том и в другом случае это болезненный удар, который в Москве будут оценивать именно с политической точки зрения. «К сожалению, наши финансисты действуют достаточно независимо от политического руководства, -- говорит дипломатический источник «Времени новостей» в делегации одной из стран «семерки». -- Конечно, они всегда жили с лозунгом «Россия не должна здесь быть!». Но я сомневаюсь, что на этот раз они согласовали свои действия с политиками и дипломатическими ведомствами». Впрочем, наш собеседник признает, что подобное пренебрежение отношениями с Москвой стало возможно лишь сейчас, когда на Западе стало хорошим тоном критиковать Владимира Путина. Примечательно, что в ходе предвыборных дебатов в минувший четверг оба кандидата на пост президента США высказались критически по поводу последних политических инициатив Путина, хотя Джордж Буш, называющий себя другом российского президента, был куда сдержаннее Джона Керри (см. также стр. 6). Уместно вспомнить, что с недавних пор в документах «восьмерки» появилось новое самоопределение -- «индустриально развитые демократии». Похоже, что в Вашингтоне и других столицах не считают, что Россия вполне подходит под это определение.
Вообще, демократия занимает все больше места в экономических расчетах мировых лидеров. Как известно, именно цель установления демократии преследовали США в Ираке -- и сейчас растерзанной стране требуется срочное списание долгов, а МВФ еще более срочно направляет в Багдад 436 млн долл. Заботой о демократии была продиктована внесенная США и принятая на июньском саммите G8 в Си-Айленде инициатива «Большой Ближний Восток и Северная Африка» -- демократическим странам предлагается «сброситься» на специальный фонд для подрыва основ режимов, которые с Запада выглядят недемократическими. Обе эти темы бурно обсуждались в минувшие дни в Вашингтоне.
Решение о выделении кредита МВФ Ираку было принято стремительно в начале прошлой недели. Кредит, как пояснил представитель МВФ, предоставлен «в качестве катализатора для более эффективной международной помощи Ираку, в том числе и для погашения части его внешнего долга». Официальное заявление Фонда о кредите выглядит так, как будто эксперты МВФ во время его подготовки находились на другой планете. Прежде всего речь идет о предоставлении чрезвычайной «постконфликтной» помощи. Тем самым МВФ как бы считает иракский конфликт завершенным. И это при том, что даже госсекретарь США Колин Пауэлл вынужден был на днях признать обострение конфликта. Кроме того, Фонд обещает Ираку всяческую техническую помощь (например, тренинги чиновников по вопросам налоговой политики и формирования бюджета), одновременно формулируя совершенно фантастические цели: «так скоро, как только возможно» Ираку предлагается предпринять шаги по налоговой реформе, реформе финансового сектора, восстановлению и развитию частного сектора экономики...
Смысл этих радужных планов весьма тривиален: наличие программы сотрудничества с МВФ является обязательным условием для переговоров с Парижским клубом о списании долгов. И хотя нанятая иракскими властями для выверки долга компания Ernst & Young еще не завершила работу, фактически переговоры начались уже давно. Американская идея полного списания во имя будущей демократии не понравилась большинству кредиторов. В настоящее время базой для переговоров стала германо-французская инициатива 50-процентного списания с последующим трехлетним мораторием на выплаты. России, которая при вступлении в Парижский клуб и так обязалась списать 65% иракского долга, не нравится и эта идея. Но лучших условий все равно достичь не получится. Алексей Кудрин встретился в субботу с министром финансов и председателем центробанка Ирака и сообщил им, что Россия готова в рамках Парижского клуба обсуждать предложение Германии и Франции.
А вот «ближневосточная» инициатива G8, похоже, уже начинает разваливаться. Напомним, что этот документ предполагает поддержку и стимулирование демократических и экономических реформ в регионе, развитие гражданского общества, а также длинный список целей вроде преодоления бедности, неграмотности и пр. Для их реализации развитым странам предлагается создать фонд объемом в 100 млн долл. Автором идеи считается советник президента Буша по национальной безопасности Кондолиза Райс. В пятницу проект обсуждался на специальной сессии с участием представителей «восьмерки» и стран -- адресатов инициативы. Последние нашли в себе силы высказать то, что неудобно было сказать лидерам их стран летом в Си-Айленде, куда глав арабских и африканских государств пригласили на принятие инициативы. На этот раз сразу несколько министров без обиняков заявили представителям «индустриально развитых демократий»: мы будем проводить те реформы, которые сами считаем нужными, а не те, которые считаете нужными вы, а деньги у нас есть и так. Время покажет, но вполне вероятно, что на этом пафосный проект по продвижению демократии прикажет долго жить.
Помимо демократии участников вашингтонского форума очень беспокоит нефть. Министры финансов «семерки» призвали производителей нефти «обеспечить адекватные поставки, которые бы гарантировали умеренность цен». «Как для потребителей, так и для производителей является важным, чтобы нефтяные рынки функционировали эффективно, и мы призываем Международное энергетическое агентство усилить работу над повышением прозрачности данных о нефтяных рынках», -- говорится в заявлении министров. По мнению одного из собеседников «Времени новостей» в Вашингтоне, один из факторов упомянутой непрозрачности -- дело ЮКОСа. В столицах стран «семерки», являющихся, как известно, импортерами нефти, весьма раздосадованы тем, что вместо целенаправленной работы по увеличению поставок на мировой рынок российские власти увлечены преследованием крупного поставщика, создавая тем самым ситуацию неопределенности вокруг поставок. Впрочем, Алексей Кудрин на встрече с инвесторами, организованной в субботу банком J.P. Morgan, возложил ответственность за эту неопределенность на мажоритарных акционеров ЮКОСа. Именно они, по мнению министра, смущают рынок предсказаниями банкротства компании и заранее обвиняют государство в намерении нечестно продать активы ЮКОСа.
Андрей ДЕНИСОВ, Вашингтон