|
|
N°179, 01 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сторонним вход воспрещен
Издания для продажи в метро будут отбирать по тиражу и тематике
Вольница для торговцев в столичном метрополитене закончилась -- с сегодняшнего дня вступает в силу постановление мэра Москвы, запрещающее всякую торговлю как в самой подземке, так и в пределах 25-метровых зон вокруг наземных вестибюлей станций. Причем столичные власти под предлогом борьбы с терроризмом, похоже, намерены не только изгнать из метрополитена всех торговцев, но и взять под свой контроль ассортимент печатной продукции -- единственного, что помимо проездных и театральных билетов будет продаваться рядом с большими красными буквами «М».
Как известно, распространителям газет и журналов после долгих дебатов минувшим летом удалось убедить чиновников городского правительства в том, что их продукция является социально значимой, и выбить для себя исключительное право торговли на «запретной» территории подземки. Правда, власти все равно настояли на том, чтобы торговля периодикой велась «цивилизованно» -- через специализированные киоски и автоматы. Однако вчера выяснилось, что чиновники намерены поучаствовать еще и в определении изданий, достойных остаться. «Мы не заинтересованы в том, чтобы в автоматах появлялся сторонний ассортимент, -- заявил вчера глава комитета по телекоммуникациям и СМИ города Москвы Михаил Щербаченко. -- При отборе будет учитываться тиражность и тематика изданий». Какие именно издания станут «сторонними» и исчезнут из продажи, чиновник, правда, не уточнил, отметив лишь, что отбор будет осуществлять специальная комиссия с привлечением общественных организаций.
Эксперты Ассоциации распространителей печатной продукции предсказывали, что изгнание из метро лоточников вызовет снижение московских тиражей самых популярных изданий на 20--50%, однако заявление об отборе по тиражу и тематике стало для них неожиданностью.
Впрочем, многие полагают, что московское правительство не решится начать столь откровенный отсев неугодных газет и журналов. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати Юлия Казакова заявила, что глава московского комитета по СМИ, говоря об отборе изданий, «совсем не то имел в виду». По ее словам, «московский комитет по телекоммуникациям делает все, чтобы обеспечить равный доступ на московский рынок для всех изданий».
О равноправном доступе распространителей к емкому рынку в московском метро заявлял вчера и глава департамента потребительского рынка Москвы Владимир Малышков. По его словам, правительство Москвы намерено объявить открытый конкурс среди крупных компаний на право создания в метрополитене сети павильонов и торговых автоматов по продаже газет и журналов. Самый перспективный образец подобной техники предлагает потребителю 17 наименований продукции и имеет в запасе более двух тысяч экземпляров газет. «Никто из лоточников не может предложить ничего подробного», -- восхищался чиновник. Однако на прилавках лоточников обычно находится не 17, а несколько сотен изданий. «От изгнания «ручников» из метро пострадают не только издатели. Пострадают и продавцы, ведь это и социальная проблема -- их более 2000 человек. Пострадают и простые москвичи, привыкшие покупать газеты из первых рук», -- заявил корреспонденту «Времени новостей» председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.
Пытаясь избежать крупных убытков, 11 крупных издательских домов -- таких, как "Коммерсантъ", "Проф-Медиа", "Пронто-Москва", «Индепендент-Медиа», «За рулем», «Здоровье» и т.д., -- выступили с альтернативным предложением. Понимая, что газетных автоматов на всех не хватит, они организовали некоммерческое партнерство «Издательская инициатива» и намерены предложить правительству Москвы собственную инвестиционную программу по созданию в метро сети павильонов и торговых автоматов взамен сносимых лотков. Представители партнерства также утверждают, что намерены бороться за равные условия для всех издателей, продвигающих свою столичную продукцию на московском рынке. Однако поучаствовать в этом бизнесе смогут, разумеется, далеко не все. Как подтвердила в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-жа Казакова, вступительный взнос для участников «Издательской инициативы» составляет 100 тыс. долларов.
Александр ГУДКОВ