Претендентов на покупку активов ЮКОСа, распродажа которых может начаться уже в этом месяце, по-прежнему нет. Вчера в число компаний, которые официально не рассматривают возможность приобретения «Юганкснефтегаза» и других дочерних обществ опального холдинга, вошел и «Сургутнефтегаз». Соответствующее заявление распространила пресс-служба компании: «Кроме имущественного комплекса Талаканского месторождения и акций «Ленанефтегаза», соглашение о приобретении которых было подписано между ЮКОСом и «Сургутнефтегазом» в марте нынешнего года, намерений по приобретению других активов ЮКОСа в планах «Сургутнефтегаза» нет». Пресс-релиз появился после того, как один из сотрудников холдинга не исключил, что «Сургутнефтегаз» теоретически может проявить интерес к «Юганскнефтегазу». ЮКОС же тем временем по-прежнему не может финансировать в полном объеме экспорт своей нефти, и с сегодняшнего дня, как заявил президент «Российских железных дорог» Геннадий Фадеев, ограничиваются объемы перевозок сырья в Китай.
Практически все российские нефтяники отрицают, что рассматривают планы покупки «Юганскнефтегаза». Сейчас компанию оценивает независимый инвестиционный банк Dresdner Kleinwort Wasserstein, и ранее его представители обещали завершить свою работу до конца сентября. Таким образом, результаты оценки могут появиться в ближайшие дни. Пока же аналитики упорно продолжают считать потенциальными фаворитами аукциона «Газпром», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» или созданный ими альянс. Тем более что недавно Владимир Путин де-факто разрешил госкомпаниям участвовать в аукционах.
Еще в начале июня начальник департамента стратегического развития «Газпрома» Влада Русакова не исключила, что ее компания может приобрести активы ЮКОСа, но только в том случае, если они будут выставлены на продажу. Затем г-жу Русакову поддержал начальник отдела обеспечения работы с имуществом концерна Николай Васильев, уточнивший, что «Газпром» будут интересовать в первую очередь газовые активы. Но после этого «Газпром» распространил официальное сообщение, где заявил, что «не имеет информации о продаже активов» ЮКОСа и не рассматривает возможность приобретения его имущества. Аналогичные заявления поступали и от «Роснефти». Негосударственные компании также открестились от подобных планов. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов неоднократно говорил, что «Юганскнефтегаз» -- «это не объект для инвестиций», хотя потом не исключал интереса своей компании к литовскому нефтеперерабатывающему заводу Mazeikiu Nafta, которым сейчас управляет ЮКОС (несколько лет назад ЛУКОЙЛ пытался его купить). Правда, в минувшую среду формулировки г-на Алекперова были менее бескомпромиссны. Он отметил, что «нельзя рассматривать то, что не продается, во всяком случае пока».
Не намерена претендовать на «Юганскнефтегаз» ТНК-ВР. Ее исполнительный директор Герман Хан на днях заявил, что аукцион будет «дорогим мероприятием». Но другими активами англо-российская компания вполне может заинтересоваться. «Если, допустим, в дальнейшем начнется массовая распродажа хороших активов по нормальным рыночным ценам и у нас будут средства, почему нет?» -- не кривя душой заявил г-н Хан.
Пока только в «Сибнефти» не комментировали своих планов. Вчера в пресс-службе компании отказались обсуждать этот вопрос, но источник в холдинге заявил «Времени новостей», что сибирская компания также не намерена участвовать в возможном аукционе.
Таким образом, если все нефтяники и газовики сдержат свои обещания, то возможны два варианта: либо «Юганскнефтегаз» будет продан иностранцам (что маловероятно, так как вряд ли стратегически верно для государства отдавать в их руки столь огромное предприятие, имеющее серьезное значение для энергетической безопасности страны), либо не продан вообще, по крайней мере в обозримой перспективе. И судя по тому, какая борьба с участием Кремля идет сейчас
вокруг присоединения «Роснефти» к «Газпрому», резонно ожидать, что в дальнейшем дело ЮКОСа будет развиваться не столь стремительно. А это значит, что компания получит возможность самостоятельно погасить долги перед государством -- по крайней мере за 2000 год.
Возможно, что именно «затухание» дела ЮКОСа заставило других нефтяников не внять призывам некоторых российских чиновников заместить объемы экспорта ЮКОСа на китайском направлении. Вчера замглавы Минпромэнерго Иван Матеров заявил: "Конечно, Китай волнуется так же, как и словаки, которые получают нефть ЮКОСа. Наши компании заместят поставки нефти ЮКОСа в Китай, и вообще, я думаю, эта ситуация разрешится положительно". Впрочем, и в РЖД уверены, что в скором времени поставки нефти в адрес CNPC возобновятся: «У меня есть информация, что с завтрашнего дня будет небольшой перерыв для одной из (китайских. --
Ред.) компаний, который продлится максимум до 20 октября, дальше все станет на свои рельсы и пойдет в согласованных объемах, если не больше», -- сообщил вчера г-н Фадеев.
В CNPC также пока надежду не теряют. Впрочем, компания сейчас принимает меры, чтобы компенсировать приостановленные поставки. CNPC надеется, как говорится в ее официальном сообщении, увеличить экспорт сырья через морские порты от других нефтяных компаний. В то же время корпорация выражает уверенность, что ЮКОС выполнит условия ранее заключенного между ними соглашения и возобновит поставки сырья, как только это будет возможно.