Американская Alcoa, как выяснилось вчера, не собирается отказываться от участия в одном из самых привлекательных инвестпроектов в России «Коми-Алюминий», который ведет СУАЛ. Как известно, в минувшую пятницу владелец СУАЛа Виктор Вексельберг заявил, что Alcoa прекратила переговоры о проекте, так как до сих пор не урегулирован вопрос об
энерготарифах для будущего производства. Американцев же, как оказалось, это не смутило.
Проект «Коми-Алюминий», включающий в себя расширение рудника, строительство к 2008 году глиноземного комплекса мощностью 1,5--1,8 млн тонн в год и алюминиевого завода (313--460 тыс. тонн в год), уже получил высокую оценку российского руководства. В июле правительство по предложению Всемирного банка включило в проект федерального бюджета на следующий год возможность госгарантий на 200 млн долл. для ЗАО «Коми-Алюминий». И хотя это позитивный сигнал для инвесторов, финансирование проекта (оценивается в 2,1 млрд долл., из них СУАЛ готов вложить 900 млн) до сих пор находится в подвешенном состоянии. Alcoa согласилась войти в проект при условии фиксации на 25 лет тарифов на электроэнергию. Но таких гарантий энергетики алюминщикам дать не могут: Печорская ГРЭС, с которой, как планируется, будет поступать энергия для «Коми-Алюминия», работает на газе, а предсказать, какими будут цены на него, никто не берется.
Именно из-за этого, как заявил г-н Вексельберг на прошлой неделе, «участие Alcoa в проекте находится под вопросом». Глава СУАЛа предположил, что на решение американской компании повлияло и то, что она заинтересована прежде всего в алюминиевом производстве, первым же этапом проекта значится создание глиноземного комплекса (о том, что американцы отказались от участия в глиноземной части проекта, г-н Вексельберг сообщил еще 18 сентября в Санкт-Петербурге).
Между тем Alcoa посчитала необходимым дать сигнал, что не потеряла интереса к проекту, и поправила г-на Вексельберга. «Нас очень смутил этот комментарий, -- заявил вечером в среду пресс-секретарь Alcoa Кевин Лоуири. -- Мы обычно не рассказываем о проектах, пока идут переговоры. Пока мы только стремимся найти решение». Эти слова пришлись по душе СУАЛу. «Мы только можем порадоваться, что наши партнеры остаются в проекте», -- заявил «Времени новостей» источник в компании г-на Вексельберга, пояснив, что расценивает комментарии Alcoa как подтверждение высокой заинтересованности в сотрудничестве. Впрочем, источники, близкие к совету директоров СУАЛа, не исключили, что российская сторона намеренно спровоцировала Alcoa, чтобы лишний раз убедиться в ее намерениях.
Впрочем, как подчеркнул г-н Лоуири, вопрос о долгосрочных и надежных поставках электроэнергии по приемлемым ценам остается ключевым для участия Alcoa в проекте. В СУАЛе вчера заверили, что переговоры о гарантиях фиксированных цен с РАО «ЕЭС России» и «Газпромом» продолжаются. Однако очевидно, что сегодня они обречены на неудачу. Тарифы на газ и электричество устанавливаются постановлениями правительства на один, максимум на два года вперед. Заключать долгосрочные контракты на поставку электроэнергии и газа можно будет только после либерализации этих рынков, если, конечно, она произойдет.