|
|
N°179, 01 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Призыв почти не слышен
В России теперь уклоняются даже от альтернативной службы
Сегодня по всей России начинают работать призывные комиссии. 25 сентября президент подписал указ -- рекрутировать в вооруженные силы 176 393 граждан в возрасте от 18 до 27 лет, если они не имеют права на отсрочку. Примерно столько же дембелей вернутся домой. Осенний призыв продлится до 31 декабря.
Начальник организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-полковник Василий Смирнов считает, что осенняя призывная кампания не будет радикально отличаться от весенней, но некоторые особенности все же есть.
Во-первых, вступает в силу закон об альтернативной гражданской службе (АГС). Первые альтернативщики появились весной этого года -- все 270 человек по судебным решениям. 155 из них медкомиссии с ходу забраковали, 83 направили для прохождения службы. 32 человека ударились в бега, положив начало новому явлению -- альтернативщиков-уклонистов. В отношении них, кстати, возбуждены уголовные дела.
Искать уклонистов и доставлять их в части по закону обязана милиция. Число заявлений от нежелающих держать боевое оружие с просьбой направить на альтернативную службу достигло полутора тысяч. На 1005 заявлениях стоит положительная виза. Истинность намерений остальных вызвала сомнения. Но на военных здесь пенять не стоит, поскольку в комиссии, определяющей, пацифист молодой человек или нет, всего одни человек в погонах -- военком.
Вторая особенность этого призыва -- переодевать новобранцев в военную форму будут теперь не в воинских частях, до которых еще нужно добраться, а на призывных пунктах по месту жительства. Хотя Положением о прохождении военной службы предписано прибывать в гражданской одежде, далеко не каждому будущему солдату семейный бюджет позволяет одеваться по сезону.
Министр обороны предложил сначала провести эксперимент, и этой весной 20 тыс. новобранцев переодели в военкоматах. Всем понравилось. Будущих мотострелков, десантников, танкистов будут одевать в камуфляж, а уже в части выдавать соответствующие роду войск эмблемы. Моряков же на месте службы переоденут в робы, а камуфляж отдадут в так называемый подменный фонд.
С этой осени во всех военных округах, на всех аэродромах транзита организуются пункты размещения призывников. В них новобранцы будут обогреты и накормлены. В начале октября комплексная комиссия Генерального штаба проверит готовность этих «пересыльных» пунктов -- всего через них пройдет 170 тыс. человек.
Уже который год подряд военное ведомство жалуется на то, что из-за отсрочек, оснований для которых сегодня 24, можно призвать лишь каждого десятого. В этот призыв планка опустилась до 9,5% (в 1994 году призывали 27%, в 2002-м -- 11,2%, в 2003-м -- 10,3%). Но вот что странно: генерал Смирнов признал, что «по количественным параметрам имеется достаточно призывного ресурса» и в этот раз вооруженные силы и другие войска будут укомплектованы на 95--96%. То есть если бы не было отсрочек и забривали всех подряд, рекрутов хватило бы еще на девять таких призывов.
Впрочем, эта математика начальника организационно-мобилизационного управления не смутила. «По качественным параметрам до благополучия далеко, -- сказал он. -- Ведь мы берем всех поголовно». Из этих "всех" по здоровью негоден к службе или годен ограниченно каждый третий молодой человек. Даже из числа призванных больше половины имеют ограничения по здоровью, и их нельзя направить в режимные части, в десантники и моряки. Полное среднее образование имеют 77% призывников, есть и неграмотные. Около 40% до службы нигде не работали и не учились. И цифра эта год от года не уменьшается.
Военные, не имеющие права на законодательную инициативу, с некоторым недоумением поглядывают в сторону Госдумы: почему, имея такое превалирование в парламенте, партия власти не урежет количество отсрочек. Общество же пока еще рассчитывает, хотя и с меньшим энтузиазмом, на продолжающийся переход на контрактный способ комплектования армии.
К исходу 2004 года планируется полностью укомплектовать профессиональными солдатами 42-ю мотострелковую дивизию в Чечне, хотя исходя из целевой программы можно было бы ограничиться и половиной. Министр обороны Сергей Иванов распорядился с 1 января следующего года в Чечню ни одного призывника не посылать. Большинство рекрутированных этой осенью направят в учебные части для получения военно-учетной специальности, а через полгода -- в линейные формирования. В следующем году на контрактный способ комплектования планируется перевести 39 соединений и частей, всего около 50 тыс. человек. И если все пойдет удачно, с 1 января 2008 года призывники будут служить год вместо нынешних двух.
Но тогда возникнут другие сложности. Вместо примерно 200 тыс. новобранцев каждые полгода потребуется 400 тыс. раз в год, а возможности по призыву постоянно уменьшаются из-за неблагоприятной демографии. И поэтому даже когда все запланированные части заполнят контрактниками, укомплектовать вооруженные силы военкоматы смогут с трудом. Это позволило генералу Смирнову утверждать: призыв в России будет всегда. К тому же сегодня не так много желающих идти в профессионалы -- даже в Чечне ходящие под смертью получают лишь 15 тыс. руб. в месяц, в обычных условиях -- чуть более 6 тысяч.
Заграница нам тоже не помогла пока -- по контракту в вооруженных силах России проходят службу лишь 11 «иностранцев»: украинцы, таджики, узбеки. Оформляются еще 53 человека. Всего заявлений было 170, однако из-за нехватки образования и здоровья многих отсеяли. Принятые служат в основном на Северном Кавказе.
По мнению специалистов, армейские кадровики, увлекшись набором контрактников, могут упустить подготовку офицерского корпуса. Уже сегодня в некоторых частях, в том числе элитных и «придворных», до половины должностей младших офицеров укомплектованы так называемыми двухгодичниками -- выпускниками гражданских вузов. Так сказать, "офицерами по призыву". В Минобороны надеются поправить положение в результате идущей сейчас реформы военных вузов.
"Брак" военкоматов и приемных комиссий невелик -- за полгода после весеннего призыва комиссовали всего 700 человек. Тем не менее военные комиссариаты потихоньку реформируют. С нового года они будут финансироваться не субъектами федерации, а Министерством обороны, деньги уже выделены. Призывные комиссии в соответствии с указом президента теперь будет возглавлять не заместитель главы администрации региона или муниципального образования, а глава. Правда, встретившийся обозревателю «Времени новостей» в коридоре начальник Генерального штаба Юрий Балуевский выразил сомнение в том, что это резко поднимет качество работы комиссий.
Николай ПОРОСКОВ