|
|
N°105, 19 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Керосиновые хляби
Подмосковные власти предложили забрать у военных отравленный поселок
Специальная комиссия Московского областного управления ГОЧС объявила зоной экологического бедствия поселок Бахчиванджи, расположенный на территории Щелковского района. По результатам проведенных экспертами исследований выяснилось, что, как и подозревали местные жители, под их домами действительно находится гигантское озеро из авиационного керосина. Для его ликвидации нужно провести целый комплекс аварийных работ, на что в свою очередь требуются десятки миллионов рублей. Однако у хозяина поселка, Минобороны, таких свободных денег в наличии нет. Разрешить ситуацию неожиданно согласился губернатор Подмосковья Борис Громов, который, правда, выставил военным свое условие -- передать поселок в областную собственность.
Большинство жителей поселка -- семьи офицеров Чкаловской дивизии транспортной авиации ВВС России, аэродром которой расположен в нескольких километрах от жилых домов. Еще в апреле жители трех пятиэтажек, расположенных на западной окраине поселка, обнаружили, что из подвалов их домов сильно пахнет керосином. Опасаясь за здоровье своих близких, инициативная группа, в которую вошли несколько десятков человек, направили письма руководителям Минобороны и МЧС.
После разгоревшегося скандала личным распоряжением главы МЧС Сергея Шойгу в поселок была направлена специальная комиссия, которую возглавил начальник областного управления ГОЧС Юнис Мустафаев. Кроме спасателей в нее вошли представители СЭС, Минобороны и администрации Московской области. Обследовав подвалы всех жилых и административных зданий в поселке, авторитетная комиссия подтвердила факт существования в километре от стратегического объекта залежей ГСМ. Оказалось, что в подвалах 90% зданий в поселке Бахчиванджи грунт буквально пропитан топливом и испаряет пары авиационного керосина (ядовитых паров в воздухе в три раза выше нормы). Именно из-за этого, по мнению специалистов СЭС, количество заболевших в поселке детей и стариков, жалующихся на постоянную тошноту, головную боль и рвоту, постоянно растет. Как выяснилось, керосин попадал под жилые дома из проржавевшего трубопровода, проходящего на глубине пяти метров. Замеры показали, что по всей территории Бахчиванджи на глубине двух--пяти метров образовалось керосиновое озеро (точнее, несколько так называемых линз), в котором, по оценкам экспертов, могут находиться тысячи, а возможно, и десятки тысяч тонн авиационного керосина.
По мнению членов комиссии (принимать конкретные решения относительно военного объекта они не вправе), в ближайшее время из всех подвальных помещений необходимо вывезти загрязненный грунт, а жителям поселка пройти медицинский осмотр. Там же, где грунт не удастся вывезти, его придется очищать от керосина с помощью специальных вытяжек. По расчетам военных инженеров и специалистов областного управления ГОЧС, чтобы провести все необходимые работы, потребуется минимум 10 млн рублей. Правда, представители Минобороны к таким выводам отнеслись скептически, дав понять, что их бюджет подобных расходов не предусматривает. Тогда жители Бахчиванджи нашли поддержку у Московской обладминистрации. По их сведениям, губернатор Борис Громов согласился выделить средства на аварийные работы из резервного областного фонда. Но для этого ему необходимо уговорить министра обороны Сергея Иванова передать поселок из ведения своего ведомства комитету муниципальной собственности обладминистрации. В принципе такой исход для военных выгоден -- им придется потратить лишь около 2 млн рублей, только на ремонт бензопровода. Однако помимо финансовых соображений у чиновников Минобороны, понятно, есть и другие, сугубо военные виды на злополучный поселок. И переговоры о дальнейшей судьбе Бахчиванджи все еще идут. Насколько они затянутся, никто сказать не может, в связи с чем областное управление ГОЧС решило пока своими силами проводить обработку зараженного грунта и ежедневно исследовать пробы воздуха в поселке.
Александр РАСКИН