|
|
N°178, 30 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цифровые технологии
Дума приняла бюджет 2005 года в первом чтении безо всякого сопротивления
Вчера Госдума одобрила в первом чтении проект бюджета 2005 года. Как и требовал неделю назад президент Путин, бюджет оказался нетронутым. Но Думу об этом можно было и не предупреждать: депутаты нового состава отнеслись к бюджету довольно индифферентно.
Фраза вице-спикера Владимира Жириновского о том, что «полупустой зал напоминает бухгалтерию», оказалась единственным на этот раз эмоциональным выступлением. Прочие замечания о том, что в бюджете плохо проработаны вопросы ренты за пользование природными ресурсами и практически не решена проблема выплат внутренних долгов, оказались практически незаметными в массе прилагательных «добротный», «крепкий», «застрахованный от колебаний».
Кто-то из депутатов, похоже, просто хотел лишний раз засветиться в стенограмме, вспоминая застарелые местечковые проблемы и уверяя, что вот сейчас-то и надо постараться их решить, раз бюджет так устойчив, как говорит министр финансов Алексей Кудрин. Немного, впрочем, поностальгировали коммунисты и «Родина». По словам депутата Владимира Кашина (КПРФ), обозначенный в бюджете-2005 годовой рост ВВП на 6,3% преподносится как большое достижение, а в советские времена бывали и все 20%. Сергей Глазьев вспомнил, что и инфляция в те времена была не такая, как сейчас, когда за год «цены на хлеб, молоко, сахар, бензин вырастают на 20%».
Неожиданно романтичное определение нашлось у не блиставшего ранее острословием главы бюджетного комитета Юрия Васильева. По его словам, в бюджете заложена «броневая поддержка» на случай нехватки денег в регионах. «Броня» сделана из 30 млрд руб., предназначенных на сбалансированность бюджетов субъектов федерации, и еще около 50 млрд из разнообразных фондов -- на компенсации регионам.
На самом же деле эти цифры означают, что бюджетные деньги на реформу льгот отсчитываются практически вслепую. Ни правительство, ни депутаты, ни сами регионы не знают пока, сколько денег потребуется регионам на монетизацию льгот. То, что финансовая помощь центра регионам понадобится, -- это факт, который не отрицают ни Минфин, ни Дума, а сколько именно, пока неизвестно. Дело в том, как пояснил заместитель председателя бюджетного комитета Виталий Шуба, что в процессе реформы проявятся так называемые «спящие» льготы -- те, которыми многие сейчас не пользуются. Получить же за них деньги захочет всякий.
Счетная палата, как всегда, подсчитала бюджетные показатели по-своему. По словам главы палаты Сергея Степашина, проект бюджета не позволит решить задачу удвоения ВВП в течение десяти лет, а медленное сокращение пропасти в доходах между самыми богатыми и бедными слоями населения делает проблематичной борьбу с бедностью. Деньги из стабилизационного фонда, по мнению г-на Степашина, просто пропадают, так как до сих пор не решен вопрос, куда разместить средства из госзаначки, чтоб спасти их от инфляции. На этом бюджет уже потерял в нынешнем году 9 млрд руб. А хваленая кудринская сбалансированность региональных бюджетов, полагает г-н Степашин, не учитывает роста тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Лишь к первому чтению из бюджета исчезли досадные опечатки. В графе «доходы» федерального бюджета в приложении №1 была указана цифра 3 трлн 326 млрд руб., в аналогичной же графе приложения №2 «доходы» значились уже в сумме 2 трлн 991 млрд руб. Правда, этого никто, кроме особо дотошных членов бюджетного комитета, и не заметил.
В результате за бюджет высказались 339 депутатов, против -- 96, четверо воздержались. Против голосовали все коммунисты, и почти все родинцы.
Второе чтение бюджета запланировано на 20 октября, третье -- на 23 ноября, и четвертое, последнее -- на 10 декабря.
Основные параметры бюджета-2005
Бюджет 2005 года -- это примерно по 3 трлн руб. в расходной и доходной части. Профицит, то есть преобладание доходов над расходами, составляет почти 300 млрд руб. ВВП должен дорасти с 16,1 до 18,7 трлн руб., инфляция -- снизиться до 7,5--8%. Главная особенность бюджета 2005 года заключается в увеличении расходов на национальную безопасность. На национальную оборону выделено дополнительно 107 млрд руб., а на антитеррористическую деятельность -- 50 млрд руб. Следующими по весомости расходными статьями стали в этом году образование и межбюджетные трансферты на покрытие регионам потерь от монетизации льгот.
Среди налоговых доходов больше всего денег принесет казне налог на прибыль (1,6 трлн руб.), и это даже больше, чем все вместе взятые неналоговые доходы (1,2 трлн руб.). Среди неналоговых сборов более всего дохода принесет стране внешнеэкономическая деятельность (то есть госпошлины) -- 919 млрд руб. Штрафы и административные платежи дадут казне по 8 млрд рублей.
Со следующего года страна переходит на трехлетний прогнозный цикл. Поэтому вместе с проектом бюджета следующего года правительство на этот раз прислало в Думу «довесок» -- прогноз социально-экономического развития России до 2007 года. Объем инвестиций в экономику, по прогнозу правительства, возрастет с 2,7 трлн руб. в нынешнем году до 4,9 трлн руб. в 2007-м, а «прибыль по всем видам деятельности» увеличится с 1,9 до 3,2 трлн руб. Зато численность населения за это время сократится со 143,8 до 141,7 млн человек.
Ирина СКЛЯРОВА