Время новостей
     N°105, 19 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.06.2001
Рыба, уголь и «звездные войны»
Претензии России к Норвегии весьма разнообразны
Сегодня, во второй день официального визита в Россию, норвежский премьер Йенс Столтенберг прибывает из Санкт-Петербурга в Москву, где проведет переговоры с российским коллегой Михаилом Касьяновым и президентом Владимиром Путиным. С последним г-н Столтенберг намерен, как он заявил вчера во «второй столице», обсудить совместное использование крупных залежей нефти и газа на севере. Впрочем, освоение богатейших, но труднодоступных месторождений на шельфе Баренцева моря -- дело явно не завтрашнего дня, пока же Москве и Осло предстоит урегулировать текущие проблемы. Прежде всего вопросы о Шпицбергене и рыболовстве в спорной, по мнению России, зоне Баренцева моря.

В начале июня норвежский парламент принял новый закон о защите окружающей среды на Шпицбергене, который, по мнению россиян, носит дискриминационный характер. Закон накладывает ограничения на хозяйственную деятельность на архипелаге, где российский трест «Арктикауголь» десятилетиями ведет добычу. В Москве считают, что новые норвежские правила противоречат международным договорам по статусу Шпицбергена и намерены жестко поставить этот вопрос перед г-ном Столтенбергом. Другая проблема -- право российских рыбаков на промысел в Баренцевом море. Москва не признает введенной норвежцами 200-мильной охранной зоны. Это приводит к все более частым инцидентам, последним из которых стало задержание в апреле российского траулера «Чернигов».

Однако сам премьер уверен, что позиция Осло юридически безупречна. «Договор по Свальбарду (норвежское название Шпицбергена. -- Ред.) от 1920 года не распространяется за пределы территориальных вод острова, -- заявил Йенс Столтенберг корреспонденту газеты «Время новостей». -- В соответствии с принципами конвенции ООН в области морского права наша страна в качестве прибрежного государства взяла на себя обязательства поддерживать на должном уровне и не подвергать опасности морские биоресурсы в рыбоохранной зоне. Суда и экипажи иностранных государств, занимающиеся ловом рыбы в этих водах, обязаны в соответствии с международным правом соблюдать правила, установленные прибрежной державой, равно как и подчиняться указаниям береговой охраны». Никакого нарушения прав россиян на «Чернигове» не произошло, уверен премьер-министр: «Судно задержано во время занятия деятельностью, противоречащей установленным правилам».

Что же касается закона по охране окружающей среды на Шпицбергене, то он полностью соответствует договору 1920 года, который предусматривает ответственность за сохранение уникальной природы архипелага, говорит Йенс Столтенберг. «Мы рассматриваем российскую хозяйственную деятельность на острове как естественную и важную часть его развития. Граждане и компании всех стран, подписавших соглашение по Свальбарду, имеют доступ к хозяйственной деятельности при условии выполнения действующих на месте правил и предписаний».

К тому же «Арктикауголь» была приглашена к участию в дискуссии при разработке вызвавшего протесты Москвы законодательного акта. Как рассказал газете «Время новостей» член парламентской комиссии по энергетике и экологии, который занимался окончательным согласованием закона, Бент Хегна, «все заинтересованные страны -- участники соглашения по Свальбарду были заранее поставлены в известность». «Закон разрабатывался с 1995 года. Времени конструктивно высказаться было достаточно. Закон никак не дискриминирует Россию, -- считает Хегна. -- Возможно, он жесткий, но касается всех. Никакой политической игры здесь нет. Подавай на рассмотрение хорошо разработанный и обоснованный в экологическом отношении проект, получай концессию и работай. Но анархии быть не должно».

У Осло особых претензий к России нет. Глава МИД Норвегии Турбъерн Ягланд заявил корреспонденту газеты «Время новостей»: «Наши претензии исчерпаны, после того как политики и эксперты из Осло получили возможность посетить длительное время засекречиваемую бухту Андреева и ознакомиться с ситуацией на месте. Нас заверили также и в том, что норвежским исследователям не будут чинить препятствия при наблюдении за популяцией рыбы в восточной части Баренцева моря». Так что претензии в основном будет высказывать Москва -- ведь помимо экономических проблем есть еще и геополитические, прежде всего американский радар в норвежском Варде на границе с Россией, который станет одним из ключевых элементов будущей американской системы ПРО.

Петр РОСИЧ, Осло