|
|
N°177, 29 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Казахстан соединится с Китаем
Началось строительство нефтепровода из Караганды в Поднебесную
Казахстан вчера начал строительство нефтепровода в Китай. Он станет первым, по которому казахи смогут экспортировать свое сырье минуя территорию России. А после недавнего визита китайской делегации в Москву российские чиновники также стали присматриваться к соседскому проекту, тем более что казахи давно предлагали использовать строящуюся ветку для транспортировки в том числе и российской нефти. О своем интересе уже заявили отечественные компании. Недавно президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов сообщил, что обсуждал с китайцами вопрос экспорта сырья через Казахстан. Правда, окончательное решение об использовании нефтепровода, по словам министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, будет зависеть от условий, которые предложит казахская сторона.
Нефтепровод будет проложен от нефтеперекачивающей станции Атасу в Карагандинской области (Центральный Казахстан) до железнодорожной станции Алашанькоу на территории Китая. Протяженность трубопровода составит 988 км, мощность -- 10 млн тонн в год, в дальнейшем ее планируется увеличить до 20 млн тонн в год. Строительство первой очереди должно быть завершено в декабре 2005 года, и в начале 2006-го ее введут в эксплуатацию. Вторая очередь может быть построена к 2011 году. По оценкам экспертов, на начальном этапе сооружения магистрали необходимо затратить порядка 650 млн долл., и еще около 40 млн долл. потребуется для ее дальнейшего расширения.
Китай, экономика которого растет быстрыми темпами, остро нуждается в энергоносителях. В прошлом году страна импортировала рекордное количество сырой нефти -- более 91 млн тонн, что на 31% превышает показатель 2002 года. В этом году экспорт может увеличиться до 120 млн тонн. По прогнозам экспертов, к 2020 году потребность Китая в нефти может достичь 400 млн тонн в год, в то время как в прошлом году самостоятельно страна производила лишь 170 млн тонн.
Основным поставщиком нефти из России для Китая был ЮКОС. В этом году он должен поставить в страну 6,5 млн тонн нефти, в следующем -- 10 млн, а в 2006-м -- 15 млн тонн. Нефть доставляется по железной дороге, и российские чиновники многократно заявляли, что сделают все возможное, чтобы обеспечить бесперебойность поставок, несмотря на ситуацию вокруг ЮКОСа. Правда, вчера компания заявила, что, как и обещала ранее, ограничила поставки для Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC), которая должна получить до конца года еще 1 млн тонн нефти от холдинга. «Мы сегодня прекратили отгрузку, но это не значит, что сегодня последний эшелон с нефтью пересечет границу. Это случится через неделю или две», -- заявил Интерфаксу представитель ЮКОСа. Впрочем, на днях г-н Христенко заявил на встрече с представителями Китая: «Мы продолжим свои усилия по транспортной инфраструктуре, по обеспечению железнодорожных мощностей и, если понадобится, примем дополнительные решения по стимулированию других компаний». А глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов сообщил в понедельник: «Мы рассматриваем ряд вариантов (сотрудничества с Китаем. -- Ред.), одним из которых являются поставки нефти по нефтепроводу Казахстан--Китай».
Предложение качать нефть через Казахстан поступило российской стороне уже давно. Еще в мае президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, находясь в Пекине, заявил: «Россия могла бы использовать этот нефтепровод (Атасу--Алашанькоу. -- Ред.) для увеличения поставок российской нефти в Китай», используя для этого построенный еще к конце 80-х годов нефтепровод из Омска в Чарджоу, который проходит по территории Казахстана и Узбекистана и заканчивается в Туркмении. Одним из пунктов, которые пересекает нефтепровод, как раз является поселок Атасу, и в условиях постоянно растущей добычи и нехватки трубопроводных мощностей это может заинтересовать Россию. Правда, взамен казахский лидер хотел бы экспортировать казахский газ по российской трубе в Европу.
Как заявил вчера РИА «Новости» г-н Христенко, Казахстан действует «абсолютно правильно, открывая новые направления, в том числе и поставки нефти в Китай, это абсолютно адекватная, нормальная работа, ведь такой гигантский и крайне перспективный рынок, как Китай, безусловно привлекает внимание». Г-н Христенко высказал пожелание, чтобы «перспективы по объему добычи (нефти и газа в двух странах. -- Ред.) и направлениям (транспортировки сырья. -- Ред.) были известны друг другу и согласованы на как можно более ранней стадии». «Мы сегодня ведем с Казахстаном перспективную работу по нефтяному и газовому балансу в том числе и для того, чтобы обеспечить совершенно четкие приоритеты под перспективные проекты развития трубопроводного транспорта», -- подчеркнул министр.
В то же время в «Транснефти», которая будет обеспечивать доставку российской нефти в Казахстан, заявили: «Пока мы не знаем никаких параметров проекта, в том числе тарифа, который намерен взимать Казахстан».
Денис РЕБРОВ