|
|
N°105, 19 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Государственная четвертина
Думу убедят поддержать правительственную ставку налога на прибыль
На пятничном думском заседании, посвященном исключительно налогу на прибыль будет рассмотрено самое неожиданное предложение властей за последний год: снижение на 10 % ставки налога на прибыль.
В результате многомесячных страстей по проекту, на правительство, видимо, осознавшее свое бессилие с многоголовой и многоликой лоббистской гидрой, снизошла почти библейская мудрость. Депутатам предложено обменять ставку на льготы: налог на прибыль падает с нынешних 35% до 25%, но все льготы, как существующие, так и планировавшиеся, исчезают навсегда.
Решение о радикальном снижении ставки, как заявил вчера министр экономического развития Герман Греф, уже одобрено президентом. премьер Михаил Касьянов назвал инициативу своего кабинета "политическим движением вперед", которое должно создать "справедливую атмосферу налогообложения, стимулировать развитие промышленности и привести к росту экономики".
Движение правительства было немедля одобрено думским бюджетным комитетом. Однако традиционно более радикальные, чем чиновники, народные избранники предложили двинуться еще дальше, уронив ставку сразу до 23%. Этот встречный почин, выдвинутый еще в прошлую пятницу, был поддержан и на вчерашнем заседании бюджетного комитета. Правительство настаивает на том, что дальше цифры 25% отступить никак не может.
Впрочем, на сей раз представители кабинета повели себя весьма грамотно. Они не стали расходовать силы впустую на увещевание членов бюджетного комитета. И вместо того чтобы разливать успокоительное незадачливым лоббистам повели работу сразу по трем направлениям. Одна бригада во главе с Михаилом Касьяновым разъясняла общественности благостность принимаемого решения. Премьер дал общую идейную установку, первый же замминистра финансов Сергей Шаталов на конференции «Россия в новом тысячелетии» представил предпринимателям более развернутые доводы. По его словам, правительство идет на радикальное снижение ставки, даже, несмотря на то, что казна от этого теряет. Помимо снижения ставки, принятие главы по налогу на прибыль, напомнил г-н Шаталов, позволит предпринимателям исключить из налогооблагаемой базы все обоснованные расходы: на ведение хозяйственной деятельности, в том числе на рекламу, на проценты по заемным средствам, на подготовку персонала, научно-исследовательскую деятельность, разведку мест добычи полезных ископаемых и часть расходов на страхование. Параллельно с пропагандой своей новации представители правительства доказывали, почему 25% - это максимальный порог отступления.
Эффективная ставка, при условии отмены льгот, по расчетам правительства 26,7%. И даже при 25% ставке бюджет теряет 50 млрд. рублей. Снижение же размера ставки налога до 23% приведет к потере еще 50 млрд. рублей ( по уверениям замминистра финансов Михаила Моторина, каждый процентный пункт стоит 25 млрд.). Однако, наверное самая важная часть работы велась непублично. Представители правительства вербовали себе сторонников для пятничного боя. Поскольку позиция кабинета, как публичная, так и непубличная абсолютно тверда: за планку в 25% не отступать - в качестве альтернативы ставке бюджетного комитета (23%) на голосование Думы будет поставлена правительственная ставка (25%). По информации из правительственных источников работа по поиску родственных душ идет успешно: уже четыре объединения обещали поддержку. Помимо верных «медведей» и «нардепов» помочь готовы «Регионы России» и ОВР. Вполне вероятно, что правительственную позицию поддержит также СПС и «Яблоко, если и не в полном составе, то хотя бы частично. При должном подходе кабинет всегда может полагаться на дружеские руки из ЛДПР.
Но перестраховка не будет лишней, поскольку, несмотря на решение фракций, во многих из них голосование может не быть солидарным: радикальное изменение налога на прибыль сильно бьет по многим интересам. Г-н Шаталов сам назвал некоторых из пострадавших: предприятия с участием инвалидов (кстати, именно вокруг льгот для инвалидных организаций на бюджетном комитете шла самая жестокая борьба), предприятия, выпускающие медикаменты, сельхозпредприятия. На самом деле список лишенцев куда шире. И если правительственное предложение строилось на расчетах, то те, кому оно адресовано, пока ничего просчитать не успели (исключая, возможно, самых крупных налогоплательщиков). Кроме того, очевидна невыгодность этого закона для местных бюджетов. Примерно треть (8% от 25%) нового налога отойдет Центру, и две трети (17% от 25%) - в бюджеты субъектов федерации, то есть никакого муниципального налога на прибыль, призванного компенсировать отмененные налоги с оборота, не предусматривается. Каким образом будет закрываться эта дыра - вопрос, который пока даже не ставился.
Но, невзирая на многочисленные проблемы, у правительственной идеи есть хорошие шансы. Потому что даже в бюджетном комитете, проголосовавшем за то, чтобы правительство оплатило отмену льгот по более высокой цене, снизив ставку налога на прибыль на 12%, наиболее влиятельные депутаты склонны согласиться с кабинетом, полагая думский вариант несколько авантюрным. Если правительство свою ставку просчитало (хотя, как показывает практика, расчеты - вещь неточная и лукавая), то думцы взяли свою ставку практически с потолка. Отвечать же за авантюру депутатам не очень хочется.
Светлана ЛОЛАЕВА