Время новостей
     N°177, 29 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.09.2004
Государственные тайны управления нефтяными компаниями
Роберт Дадли может уступить свой пост в ТНК-ВР номинальному руководителю
Президент ТНК-ВР Роберт Дадли во вчерашнем интервью The Financial Times сделал несколько важных заявлений. Прежде всего он признал, что ТНК-ВР подвергалась давлению со стороны спецслужб на предмет соблюдения закона «О государственной тайне». Как известно, информация о стратегических запасах российских нефтяных и газовых компаний является гостайной, и иностранцы не имеют права ею обладать. Г-н Дадли -- американец, следовательно, он не может по российскому законодательству быть президентом столь крупного нефтегазового холдинга -- вернее, не имеет права доступа к стратегической информации о компании, которой руководит. Некоторое время назад, сообщил г-н Дадли во вчерашнем интервью, российские партнеры ТНК-ВР предложили выход из этой ситуации: назначить номинальным главой компании гражданина России, а реальный контроль над компанией оставить г-ну Дадли. «Это может быть одним из вариантов, -- завил глава ТНК-ВР, -- мы сейчас ведем переговоры с ФСБ, чтобы найти решение проблемы».

ФСБ приходила в офис ТНК-ВР летом, тогда источники сообщали, что целью визита спецслужб был как раз вопрос гостайны. Однако давления, как рассказал «Времени новостей» на условиях анонимности один из сотрудников нефтяной компании, на ТНК-ВР не оказывалось: «Просто было указано, что проблему надо решать, и все», -- говорит он. По сути же англо-российский холдинг стал первым объектом слежки спецслужб после того, как информация о стратегических запасах была объявлена тайной (это случилось более двух лет назад). Да и иностранцев -- руководителей крупных нефтяных компаний в России всего трое: г-н Дадли, глава ЮКОСа Стивен Тиди и, как считается, президент «Сибнефти» Евгений Швидлер (по некоторой информации, он является владельцем американского паспорта). В «Сибнефти» и ЮКОСе «ВН» заверили, что с подобными вопросами спецслужбы к ним не приходили: «Иначе об этом знала бы вся страна», -- сказал представитель одной из этих компаний.

Впрочем, перед ТНК-ВР сейчас несколько вариантов решения проблемы. Источник газеты, близкий к руководству компании, утверждает, что внутри холдинга существует небольшая группа, которая занимается этим вопросом (в нее входят преимущественно юристы). Один из вариантов -- назначить номинального главу, как и говорил г-н Дадли. Это предложение внесли сразу несколько членов совета директоров ТНК-ВР, прежде всего представляющих российских акционеров. Однако, как говорит источник, г-н Дадли и некоторые представители ВР не согласны с таким развитием событий. Прежде всего потому, что если реальный контроль над компанией остается у г-на Дадли, то решение о номинальном президенте выглядит формальным и, главное, не решает проблемы: «Представляете, как в глазах ФСБ будет выглядеть компания, которая скажет спецслужбам, что она выполняет законодательство только формально? Понятно, что в нынешних условиях идти на такое решение весьма рискованно», -- полагает источник.

Другой вариант, который обсуждается, -- ничего не менять, а президенту компании ограничить доступ к информации о геологических запасах. «Теоретически она ему и не нужна, -- говорит один из сотрудников ТНК-ВР, -- ведь г-н Дадли не является специалистом в геологии и принимает исключительно менеджерские решения». Какой из вариантов будет выбран и когда, пока непонятно.

Другое заявление г-на Дадли о том, что в сложившейся ситуации работать на каком-либо крупном месторождении Восточной Сибири в одиночку невозможно, а потому ТНК-ВР готова войти в консорциум, который будет этим заниматься («Роснефть», «Газпром» и «Сургутнефтегаз» уже создали такой консорциум, но вот уже более полгода информации о его работе нет). Причем стать «миноритарным акционером в этом проекте большого масштаба». Очевидно, что слова президента ТНК-ВР можно трактовать и как готовность расстаться с контролем над разработкой Ковыктинского месторождения. Ведь в последнее время становится все более понятным, что без участия «Газпрома» разрабатывать Ковыкту -- строить трубопровод и экспортировать газ -- невозможно. «Ясно, что чем-то надо жертвовать ради проекта, -- говорит один из источников в ТНК-ВР, -- поэтому надо пытаться всем заинтересованным сторонам договориться о совместной работе в Восточной Сибири».

Николай ГОРЕЛОВ