|
|
N°177, 29 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Белорусские заморозки
Санкции Запада отталкивают Минск все дальше от Европы
Европейский союз и США запретили въезд на свою территорию четырем белорусским чиновникам, которых Запад считает причастными к исчезновениям людей в Белоруссии.
Речь идет о генеральном прокуроре Викторе Шеймане, главе МВД Владимире Наумове, министре спорта, в прошлом возглавлявшем МВД, Юрии Сивакове и командире бригады особого назначения внутренних войск МВД Дмитрии Павличенко.
"Страны Евросоюза примут необходимые меры, чтобы не допустить въезда указанных лиц на свою территорию или транзита через эти страны", -- сказано в заявлении ЕС. При этом ЕС оставляет за собой право на принятие дополнительных мер в будущем. Данное решение может быть пересмотрено в случае проведения гласного расследования исчезновений людей. Напомним, что весной 1999 года бесследно пропал бывший министр внутренних дел, один из оппозиционных лидеров Юрий Захаренко. Осенью того же года -- экс-глава Центризбиркома Виктор Гончар, также перешедший в оппозицию, и предприниматель Анатолий Красовский. Летом 2000 года исчез оператор ОРТ Дмитрий Завадский.
Вашингтон приветствовал решение Евросоюза и пообещал предпринять шаги, чтобы белорусские чиновники, причастные к этим политически мотивированным исчезновениям, не могли свободно приехать в Соединенные Штаты.
МИД Белоруссии обвинил Запад в использовании откровенно двойных стандартов и пообещал принять адекватные ответные меры. Дипломаты пошли по пути симметричного возмездия -- МИД определяет круг лиц ЕС и США, на которых будут распространены такие ответные меры.
Не менее жестко говорил и сам президент Лукашенко. Его пресс-служба распространила слова белорусского руководителя, явно не предвещающие близкого примирения страны с Западом: «Мы не потерпим уколов и ударов в спину -- это надо показать Европейскому союзу и США. В связи с принятием мер против Сивакова, Шеймана, Наумова и Павличенко хочу публично заявить: мы не потерпим никаких двойных стандартов и всякого рода шарлатанства против наших должностных лиц. Начали мне предлагать: мол, мы закроем глаза на референдум, на выборы, чуть ли не признаем их тут, все сделаем, но вы, пожалуйста, уберите этих должностных лиц в качестве демонстрации жеста доброй воли. Не дождутся. Головы генералов сняты не будут, как они хотят. И потом -- бьют по самым честным, надежным, преданным людям нашему народу и государству. Передайте: ни Шеймана, ни Наумова, ни Сивакова, ни Павличенко они не получат».
Президент сделал и соответствующие геополитические выводы: «Будем заниматься собственной обороной. Но мы должны четко довести до Запада: мы ни на кого не собираемся нападать. Хотите, чтобы мы боролись с нелегалами, с распространением оружия, в том числе ядерного, и ядерных материалов, которые пытаются переправить через нашу границу в Европу? Если вы этого хотите, платите деньги и уважайте наше достоинство. И тогда мы будем вам помогать». Александр Лукашенко обратился и к руководству МВД: «Наши союзники не закрывают вам въезд на территорию, давайте с ними будем дружить, жить и защищать наши интересы. Я думаю, протрезвеет и Европа и поймет, что с нами таким языком разговаривать нельзя».
Зинаида Гончар, жена Виктора Гончара, в беседе с "Временем новостей" отметила: "Запад принимает жесткие заявления с требованиями провести расследование исчезновений людей на протяжении как минимум последних двух лет. Правительство на это не реагирует. Поэтому решение ЕС и США -- вынужденное. Оно жесткое, но необходимое". В то же время Зинаида Гончар затруднилась сказать, повлияют ли заявления США и ЕС на ход расследования. "Мне сложно сказать, подтолкнут ли они к решению этой жуткой проблемы. Но человек, который заботится об имидже своей страны, должен сделать определенные шаги, вне зависимости от того, причастны ли эти лица к исчезновениям или нет", -- считает Зинаида Гончар.
Недавно у Минска уже возникали проблемы в связи с реакцией западных государств на исчезновения людей в Белоруссии. Летом этого года министр спорта и глава белорусской олимпийской делегации Юрий Сиваков не смог поехать на Олимпиаду в Афинах. С соответствующими заявлениями тогда выступили ЕС и Греция, мотивируя свое решение тем, что фамилия Сивакова фигурирует в докладе ПАСЕ об исчезновениях людей. В результате министру спорта пришлось руководить олимпийской делегацией из Минска.
Анна НАУМОВА, Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск