|
|
N°123, 12 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Японцы съели нашу рыбу
Кроме той, что у них отобрали пограничники
На Хаяси Миясита, капитане и владельце японской рыболовной шхуны «Миядзима Мару», не было лица, когда он в начале августа слушал постановление городского суда Находки о взыскании с него свыше 1,1 миллиона рублей в качестве штрафа и возмещения ущерба российским биоресурсам. Кроме денег Миясита должен был передать властям весь улов и даже сам корабль, который был для японца единственным источником средств к существованию.
Однако г-ну Миясита повезло. На прошлой неделе кассационная коллегия Приморского краевого суда решила вернуть шхуну и орудия лова владельцу и существенно сократила сумму штрафных выплат.
«Такое решение, -- сообщил корреспонденту газеты "Время новостей" судья Приморского краевого суда Николай Титов, -- связано с тем, что капитан препятствовал проникновению на борт его судна пограничников менее часа, а именно от времени в данном случае зависит, по какой статье квалифицировать действия нарушителя. Факта сопротивления властям в действиях японского капитана мы не усмотрели и конфисковывать судно не стали".
Миясита повезло. Зато не повезло владельцам японской шхуны «Ямадзира Мару» и южнокорейских «Гуан Чань», «Иль Джин» и «Хонг Санг», которые, как и «Миядзима Мару», «паслись» возле банки Кито-Ямато в 100 милях южнее Находки, где сейчас идет интенсивный лов кальмара. В трюмах только корейских судов обнаружено 22 тысячи тонн кальмара на сумму 520 тысяч рублей.
«Мы пили, потом спали, и даже не знаем, как приплыли в Россию, а кальмар вдруг сам как-то оказался на борту», -- оправдывались корейские капитаны. Их суда принадлежат одному и тому же кооперативу. Корейские капитаны вообще в большинстве случаев являются наемными работниками и сдаются, как правило, без сопротивления. Японские капитаны, наоборот, чаще всего являются и судовладельцами, поэтому изо всех сил пытаются удрать: в противном случае платить штрафы придется из собственного кармана. Та же «Ямадзира Мару» застопорила ход только после предупредительного залпа по курсу. Все четыре шхуны были конфискованы судом.
А задержали их в ходе спецоперации пограничники со сторожевиков «Кречет» и «Коршун» находкинского соединения ПСКР. «Морские пограничники научились брать не количеством, а качеством, -- говорил недавно заместитель начальника отдела морской охраны Тихоокеанского регионального управления ФПС РФ капитан 1-го ранга Александр Иванков. -- Имея достоверную оперативную информацию, мы всегда готовы нанести точечный удар даже при остром дефиците топлива».
Всего за прошлый год пограничниками было осмотрено 3709 судов, 161 из которых за различные нарушения были задержаны. Общая сумма штрафов превысила 10 миллионов рублей. А с иностранных браконьеров взыскано более 400 тысяч долларов США. В 1998 году эта сумма была меньше в 23 раза. Изъято более 800 тонн незаконно добытых морепродуктов, оцененных в 11 миллионов рублей. Причем, если «улов» пограничников стал больше, то браконьеров, по их мнению, меньше.
После того как российское правительство в 1998 году передало Федеральной пограничной службе России функции охраны биологических ресурсов на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и в открытых морях и стало выделять японским рыбакам квоты на промысел морепродуктов, активность иностранных браконьеров в районе Южных Курил значительно снизилась. Силы управления национальной безопасности Японии на море в ближайшее время намерены участвовать в совместных с россиянами операциях уже в ближайшее время.
Капитан 3-го ранга Дмитрий Костюков, который служит на одном из сторожевых кораблей, считает, что японцы подводят под свои набеги в наши воды проблему «северных территорий», тогда как российские рыбаки никакими политическими мотивами не прикрываются. «Их задача откровенно проста -- хапнуть и убежать», -- говорит пограничник, на счету которого не одно задержанное браконьерское судно.
Однако и здесь не обходится без участия соседей. Экипажи малых и средних траулеров, принадлежащих небольшим российским рыболовным фирмам, стараются тайно выйти на промысел, а в случае удачи в нейтральном море перегружают улов на японские и корейские суда, избежав тем самым уплаты пошлин.
По мнению пограничников, тандему японских и российских браконьеров можно противопоставить совместные действия соответствующих служб России и Японии, также обеспокоенной уничтожением рыбных запасов в районе Курильской гряды. И здесь пограничники очень рассчитывают на подписание межправительственного соглашения, о котором Владимир Путин говорил во время визита на Окинаву. "Совместная эксплуатация природных ресурсов "северных территорий" поставит японских браконьеров и российских контрабандистов вне закона не только в России, но и в Японии," -- считает Александр Иванков.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток