Время новостей
     N°177, 29 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.09.2004
Наивные решения
Региональные чиновники освобождают себя от лишних функций
О том, как оптимизировать чиновничий труд в провинции, говорили вчера участники московской конференции «Стратегии реформы государственного управления в России и ее реализация на региональном уровне».

Оказалось, что спустя полгода после введения трехуровневой системы исполнительной власти даже федеральным чиновникам не совсем понятно, как должна функционировать эта махина. В регионах же реформу властной вертикали, как выяснилось, поняли своеобразно. Где-то уже увольняют чиновников, которых поймали на избыточных функциях. А где-то из областного министерства численностью 30 человек выделяют агентства по услугам населению, в которых работают всего три сотрудника.

По словам директора департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли Андрея Шарова, «это наивные решения, но они дают понять, что в регионах люди тоже стараются как могут». Начать г-н Шаров предложил с того, чтобы каждый чиновник, каждый госслужащий и каждое ведомство уяснили для себя, что их работа должна быть ориентирована на конечный результат. И сделать это предлагается немедля: ведь уже в бюджете следующего года деньги будут выделяться на основе программно-целевого бюджетирования.

Отчитываться каждое ведомство будет ежегодными докладами, содержащими все обязательные индексы, а не традиционные цифры израсходованных средств и не количество проведенных бюрократических мероприятий. По новой бюджетной классификации каждое ведомство должно подсчитать реальную эффективность своей деятельности: сколько больных вылечил Минздрав, сколько наркоторговцев поймал Госкомнарк и насколько способствовали развитию конкурентоспособности своего города и региона местные администрации.

Формулы подсчетов всех этих показателей понятны только специалистам, а подсчитывать эти данные будет Федеральное агентство по статистике (кстати, подчиненное лично премьеру Михаилу Фрадкову) и его отделения на местах.

Однако больше всего вопросов у региональных чиновников вызывает необходимость поиска излишних полномочий и функций. По словам г-на Шарова, если сейчас граждане не имеют права влиять на принятие решения о целесообразности какой-то функции чиновника, впредь они смогут высказывать свое мнение как равноправные участники этого процесса. Ведомство же, со своей стороны, должно доказывать целесообразность своих функций. А независимые эксперты должны будут оценить эти доказательства. Тем самым, по сути, будет введена презумпция нецелесообразности государственного регулирования в социально-экономической сфере, если только ведомством не доказано обратное. По словам г-на Шарова, аналогичные законы показали свою эффективность в США, Австралии и Мексике.

Кадровая политика и ее новые правила у региональных руководителей тоже пока вызывают массу вопросов. С одной стороны, административная реформа провозгласила принцип оплаты по результату, но пока никаких резервов для повышения зарплат чиновникам у регионов нет. Между тем эксперты Института проблем государственного и муниципального управления Высшей школы экономики уже подготовили методические разработки, как проводить кадровый конкурс по приему на госслужбу. Чиновник согласно этой методичке должен иметь не только профессиональную мотивацию и гражданскую позицию, но и постоянную готовность к саморазвитию. А профессиональная компетентность будет оцениваться не только по образовательному уровню и профессиональному опыту, но и на основе так называемых инструментальных навыков. Как сказано в документе, это, к примеру, владение компьютером, иностранными языками и общая грамотность.

Ирина СКЛЯРОВА