Время новостей
     N°177, 29 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.09.2004
Кормящая Родина-мать
Государственные закупки в России остаются видом теневого бизнеса
Государство закупает для своих нужд товары и услуги. Для армии покупаются сапоги, мыло и тушенка, для министерств и муниципальных образований -- столы и стулья, для любопытных ведомств -- маркетинговые исследования. И деньги на это из казны выделяются немалые. В прошлом году только на федеральном уровне на госзакупки было потрачено более 800 млрд руб. Порядок проведения закупок регулируется федеральным законом, однако порядка в этой сфере немного. По оценкам компании ФБК, обнародованным вчера на конференции по проблеме госзакупок, лишь 7,7% закупок приходится на открытые конкурсы. Извещения о проведении конкурса публикуются лишь в половине случаев, хотя по закону делать это обязательно. А количество правильно заполненных извещений не превышает 10%.

Несмотря на распространенное мнение, что основной беспредел происходит на региональном уровне, в десятке самых открытых госзаказчиков нет ни одной федеральной структуры, за исключением управления начальника связи Вооруженных сил. Из других федеральных ведомств наибольшую открытость в проведении конкурсов демонстрирует Счетная палата, занимая в списке 36-е место. Зато среди десяти самых закрытых госзаказчиков почти сплошь федералы. А возглавляет этот почетный список Государственный Кремлевский дворец управления делами президента.

Федеральный закон, действующий с 1999 года, не смог сделать механизм распределения бюджетных денег более прозрачным. Поэтому в Госдуму внесен новый законопроект о госзакупках, подготовленный Министерством экономического развития и торговли. Документ распространяет правила госзакупок не только на федеральный, но также на региональный и муниципальный уровни, ограничивает возможности проведения закупок вне конкурса, предоставляет иностранцам равные права с отечественными производителями.

Впрочем, Федеральная антимонопольная служба рассчитывает внести в документ еще ряд поправок. Во-первых, добиться того, чтобы максимально большое количество госзакупок приходилось на аукционы, для чего разделить все виды продукции на стандартизированную (то есть такую, где единственный критерий при отборе поставщика -- цена) и нестандартизированную (в этом случае к поставщикам возможно выставление дополнительных условий). Во-вторых, открыть единый сайт для публикации всех извещений о конкурсах, чтобы потенциальным участникам конкурсов не приходилось скупать газеты. А также запретить закупки у единственного источника.

Торги нужно проводить даже в том случае, если на них пришел один поставщик, убеждены в Федеральной антимонопольной службе. Иначе как ведомство узнает, единственный ли это поставщик или все-таки есть другие.

После принятия этих поправок, убежден начальник управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев, начнется новая жизнь. Однако анализ ситуации показывает, что скорее всего продолжится старая. Сложившаяся ситуация, как ни странно, устраивает практически всех участников процесса. Как сказал начальник департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, чиновники приспособятся.

Отказаться от такой кормушки невозможно. Тем более что проверять огромный массив конкурсов по всей стране на соблюдение законности некому, да и доказать, например, сговор крайне сложно. К тому же сами компании не хотят ссориться с влиятельными распределителями бюджетных денег. По словам г-на Николаева, чиновники частенько предлагают компаниям: ты не поднимай скандал сейчас, и на следующем конкурсе мы дадим выиграть тебе. И это тоже многих устраивает. Не надо с пеной у рта доказывать, что ты лучший, и бороться за качество -- достаточно просто подождать своей очереди. Недаром количество судебных дел по госзакупкам, несмотря на вал нарушений, ничтожно мало.

Хотя примеры нарушений порой бывают просто из области сатиры и юмора. Например, как рассказывали автору этих строк в Минэкономразвития, минздрав одной области закупил по конкурсу слуховые аппараты. А потом выяснилось, что к ним не подходит ни одна из продающихся в России батареек. Но деньги были уже потрачены, да и отчет о помощи инвалидам написан. Впрочем, обычно все проходит без таких юмористических номеров. Просто на товар чиновники тратят больше денег, чем он того стоит, или покупают более низкого качества, чем могли бы. Или и то и другое вместе.

Как сказал генеральный директор Федерального центра проектного финансирования Александр Шамрин, пока мы не придумаем мотивации для чиновника, чтобы экономить бюджетные средства ему было выгодно, все попытки навести порядок обречены на провал.

Вера СИТНИНА