Время новостей
     N°105, 19 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.06.2001
Авиакруиз мимо Грузии
Тбилиси давит на Москву
Начавшийся на минувшей неделе "воздушный бой" между Москвой и Тбилиси (см. "Время новостей" от 18 июня) вчера продолжился. Назначенный на завтра рейс российской авиакомпании "Авиаэкспресскруиз" Тбилиси--Москва--Тбилиси не состоится, если до этого момента российская сторона не начнет переговоры о сокращении квот пассажирских перевозок и не выполнит требования Грузии о полетах на паритетных началах. Об этом вчера на пресс-конференции заявил заместитель начальника администрации гражданской авиации Грузии Джемал Кахиани.

Напомним, что взаимные обвинения авиационных администраций двух стран привели к тому, что Государственная служба гражданской авиации России объявила о закрытии с 15 июня воздушного пространства для полетов всех авиакомпаний Грузии. Формальной причиной стали многолетние долги грузинских авиакомпаний за аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве России -- 3,7 млн долларов. Впрочем, в Москве дали понять: это решение стало реакцией на то, что администрация гражданской авиации Грузии сократила общее количество рейсов между Россией и Грузией с семи до пяти в неделю с каждой стороны. В выходные дни рейсы частично выполнялись. Оставшиеся за бортом пассажиры дневали и ночевали в аэропортах, грозя авиакомпаниям судебными исками.

Сейчас грузинское небо остается в распоряжении российского "Аэрофлота" и грузинской Air Zena, интересы которой активно лоббирует грузинская авиаадминистрация в противовес российскому "Авиаэкспресскруизу". Коммерческие интересы вышли на первый план после введения в декабре прошлого года визового режима -- российские авиакомпании оформляют визы оперативнее грузинских по соглашению с российской дипмиссией в Тбилиси. Тогда в Грузии и зародилось решение "секвестрировать" российских авиаперевозчиков.

Г-н Кахиани уверяет, что пассажиры не испытают проблем -- "Аэрофлот" и Air Zena будут летать между столицами двух стран 10 раз в неделю (по пять рейсов на компанию) с квотой 560 мест на каждого, и этого будет вполне достаточно. Раз Государственная служба гражданской авиации России не спешит с переговорами об изменении квот, значит, такое положение дел Москву устраивает, уверяет он.

Ситуация уже приобрела политический оттенок. В интервью газете "Время новостей" министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили призвал к скорейшему урегулированию проблем между авиационными администрациями России и Грузии, назвав их "недопустимыми", поскольку страдают рядовые граждане. Посольство Грузии в России держит ситуацию на контроле, так как очевидно, что Москва все же может предложить новые контраргументы. Кстати, в нынешнем году это уже вторая серия авиадетектива. С начала года российские военно-транспортные самолеты не выполняют традиционные еженедельные рейсы в Вазиани и Батуми из-за долга перед грузинскими навигаторами, который не слишком велик -- 200 тыс. долларов. Понятно, что на функционировании группы российских войск в Закавказье это не может не сказаться.

Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси