|
|
N°175, 27 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Михаил Чигирь: Публичного сопротивления не будет
В 1996 году Михаил ЧИГИРЬ покинул пост премьер-министра Белоруссии в знак несогласия с проведением референдума, значительно расширившего полномочия исполнительной власти. В интервью "Времени новостей" он сравнивает ситуацию накануне плебисцита 1996 года с той, что сложилась в Белоруссии сегодня.
-- Как вы можете охарактеризовать позицию белорусских чиновников накануне референдума?
-- Она мне не совсем понятна: я считаю, что по определенным вопросам Лукашенко можно убеждать, если действовать сообща. В 1994--1996 годах нам удалось заблокировать многие решения. Если бы сегодня окружение Александра Лукашенко действовало согласованно, оно могло бы добиться результатов. Но оно не смеет перечить, и, на мой взгляд, это не на пользу самому президенту.
-- А вы пытались переубедить Лукашенко накануне референдума 1996 года?
-- Да. В 1996 году я встречался с премьер-министром Италии Романо Проди, который сказал, что европейские государства знают, как ведется подготовка к референдуму, и предупредил, что его результаты не будут признаны. Проди попросил передать эти слова белорусскому президенту. Я уговаривал Лукашенко отказаться от референдума, объяснял, что власти у него и так достаточно, а проблемы с Европой могут быть серьезными. Но когда я убедился, что президент от своей идеи не откажется, я подал в отставку.
-- Как вы считаете, возможны ли сегодня отставки чиновников в связи с референдумом?
-- По моей информации, даже чиновники высокого уровня недовольны тем, что происходит. Но думаю, что все пройдет тихо и мирно. Аппарат сейчас очень запуган. Людей, которые не боялись высказывать свое мнение, давно отправили в отставку. Скорее всего публичного сопротивления в связи с референдумом не будет -- оно будет только возле избирательных урн.
-- Вы говорили, что нынешнее решение о проведении референдума не на пользу самому Лукашенко. Не могли бы вы пояснить, почему?
-- Мне не очень верится, что референдум пройдет в соответствии с демократическими стандартами. Его последствия могут вызвать негативную реакцию международного сообщества. Насколько серьезным будет углубление изоляции в итоге референдума, сказать сложно.
Сегодня в экономике дела складываются неплохо, но это благополучие не настолько устойчивое, чтобы быть полностью уверенным, что и дальше будет хорошо. Экономический рост и в Белоруссии, и в России связан с высокими ценами на нефть. Люди благополучно живут в Минске, но стоит поехать в любой райцентр, чтобы услышать, как люди спрашивают: где же та зарплата, о которой говорят по телевизору. Если будут введены экономические санкции со стороны Европы и США и тем более если эту позицию поддержит Россия, последствия могут быть очень значительными. Ведь Белоруссия в основном живет за счет экспорта и импорта. Но я все-таки надеюсь, что мировое сообщество не пойдет на такой шаг, будет искать более мягкие пути. Ведь экономические санкции скажутся в первую очередь на людях.
Беседовала Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск