|
|
N°104, 18 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мы учим летать самолеты
Грузинские и российские авиаторы не поделили небо
Воздушное сообщение между Россией и Грузией в прошедшие выходные едва не прекратилось из-за конфликта между авиакомпаниями и национальными авиационными администрациями двух стран. К моменту сдачи этого номера в печать взаимоприемлемое решение конфликта так и не было найдено. Поэтому разные неприятные для пассажиров сюрпризы на линии Москва--Тбилиси в ближайшем будущем не исключены.
Сам по себе конфликт между российскими и грузинскими авиаторами не нов. Единственная летающая в Москву грузинская авиакомпания Air Zena подозревает трудящихся на том же маршруте российских коллег в демпинге. А авиационная администрация Грузии, защищая интересы Air Zena, уже второй год добивается пересмотра межправительственного соглашения о воздушных перевозках таким образом, чтобы сократить число рейсов в Грузию, разрешенных российским компаниям. Наши пилоты обвинения в демпинге, естественно, отметают. А Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) России не форсирует разработку нового договора с грузинскими коллегами.
На прошлой неделе грузинские авиаторы решили взять быка за рога и запретили компании "Авиаэкспресскруиз" выполнить очередной рейс в Тбилиси. Во второй половине дня в пятницу генеральный директор компании Александр Безникин провел срочную пресс-конференцию и рассказал, что около сотни пассажиров застряли в московском аэропорту и еще 80 человек --- в тбилисском из-за отказа грузинских властей принять самолет "Авиаэкспресскруиза". Предыстория этого события в изложении г-на Безникина выглядела следующим образом. 12 июня, в День России, руководство гражданской авиации Грузии направило в ГСГА телеграмму с предложением в трехдневный срок согласовать новый график полетов, при котором авиакомпании каждой страны выполняли бы в общей сложности по пять рейсов в неделю, а не по семь, как раньше. Кроме того, грузины предложили сократить квоту на провозные мощности, еженедельно предлагаемые к услугам пассажиров: с 1500 пассажирских кресел сейчас до всего 560.
Из-за государственного праздника, утверждает г-н Безникин, руководство "Авиаэкспресскруиза" едва успело узнать о телеграмме из Тбилиси, как отмеренный в ней трехдневный срок истек, и 15 июня Грузия в одностороннем порядке сократила частоту полетов этой компании с трех до одного в неделю и отказалась принять рейс, который в эти часы уже готовился вылететь из Москвы.
На той же пресс-конференции, где г-н Безникин излагал эту историю, замминистра транспорта Павел Рожков объявил, что Россия запрещает пролет через ее воздушное пространство самолетам всех грузинских авиакомпаний, следующим в российские города, а также и в третьи страны. Формально запрет объясняется большими долгами грузин за аэронавигационное обслуживание в российском небе. (Все вместе они, по данным г-на Рожкова, задолжали нашим диспетчерам 3,7 млн долл.). Однако замминистра однозначно дал понять, что если бы не пятничный демарш против "Авиаэкспресскруиза", то вопрос о долге можно было бы отложить еще на какое-то время.
Коммерческий директор Air Zena Роберт Оганесян, когда узнал от корреспондента газеты "Время новостей" о запрете летать в Россию, не очень испугался. Он заявил, что альтернативный маршрут в Европу через Турцию всего на несколько десятков километров длиннее российского, собственно московского направления, конечно, жалко, но все равно "демпинг российских компаний дальше терпеть было нельзя".
Дальнейшие события показали, что г-ну Оганесяну действительно не стоило волноваться из-за строгого решения ГСГА. Запрет продержался всего несколько часов. Уже в субботу самолету Air Zena разрешили совершить плановый рейс в Москву. Среди прочих пассажиров он забрал и людей с несостоявшегося пятничного рейса "Авиаэкспресскруиза".
Скорее всего в ГСГА осознали, что загонять грузинских пилотов и авиационных чиновников в угол будет контрпродуктивно. В таком случае власти кавказской республики могли бы обрушить ответные репрессии на "Аэрофлот", который пока летает в Тбилиси четырежды в неделю, или даже совсем прервать воздушное сообщение между Россией и Грузией. Подобная ситуация в похожих обстоятельствах уже имела место несколько месяцев назад между Россией и Эстонией.
Однако в Грузии почти полный запрет на полеты "Авиаэкспресскруиза" остается в силе. И пока это так, ГСГА при всем ее желании будет трудно избежать нового обострения отношений с грузинским авиационным ведомством.
Михаил КУКУШКИН