|
|
N°175, 27 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Бочка" меда
Российские авиастроители очаровывают дипкорпус
Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ», пережив кризис, активно, зачастую даже агрессивно, продвигает свою продукцию за рубеж. Одним из наиболее эффектных способов авиационного маркетинга стали презентация продуктового ряда для иностранных дипломатов и военных атташе, аккредитованных в России.
Сначала, в мае нынешнего года, гостями авиастроителей были представители более 20 стран Латинской Америки. Косвенным следствием этой экскурсии стало посещение корпорации в начале сентября министром обороны Чили Микеле Бачелет. Кстати, это единственное оборонное предприятие, которое за время визита посетила г-жа министр. Тогда были обсуждены вопросы возможного участия РСК «МиГ» в предстоящем тендере на закупку чилийскими ВВС очередной партии многофункциональных истребителей, совместного производства боевых машин на чилийских предприятиях и перспективы офсетных программ.
А на днях на РСК побывала очередная партия высокопоставленных иностранных дипломатов почти 30 из стран Африки и Ближнего Востока, в частности Анголы, Мозамбика, Египта, Конго, Сомали, Нигерии, Ливии, Зимбабве, Танзании, Ирана, Замбии, Йемена, Уганды.
На РСК шутят: не успел президент Путин порекомендовать расширять географию военно-технического сотрудничества, как мы уже действуем. Правда, на этот раз инициатива исходила от дипкорпуса, который поддержали российский МИД и Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству. И этому есть объяснение.
В июле миговцы завершили выполнение контракта на поставку 12 самолетов МиГ-29 в Судан. По просьбе покупателя российские производители ускорили отгрузку техники -- суданцам хотелось показать купленные «МиГи» на параде в честь 50-летия своих вооруженных сил в августе. Так и случилось: пятерка истребителей прошла над трибунами, несколько ошарашив гостей. На празднестве руководители и послы соседних с Суданом государств подходили к приглашенному на юбилей главе РСК «МиГ» Валерию Торянину, выражали восхищение продукцией его фирмы и предлагали предметно поговорить о сотрудничестве. Африка -- дело тонкое: едва какое-то государство усиливает свою армию, соседи тут же стремятся выправить дисбаланс.
На зондирование почвы для будущего сотрудничества в Луховицы Московской области, где у миговцев находится сборочный цех, был брошен дипкорпус. О важности мероприятия говорит и тот факт, что большинство стран были представлены послами. «Ваши превосходительства», как обращался к ним исполнительный директор по маркетингу корпорации РСК «МиГ» Виктор Козлов, побывали в сборочном цехе, который не только самый большой в Европе, но и выглядит вполне по-европейски. Гости осмотрели самолеты МиГ-29 различных экспортных модификаций и некоторые вертолеты фирмы «Камов», которая структурно входит в корпорацию.
Особенно гостей заинтересовал вертолет радиолокационного дозора Ка-31, который еще называют мини-АВАКСом. Дипломаты задавали вопросы со знанием дела. Многие из них знают советскую и российскую военную технику не понаслышке. Например, посол Мали в России Брехима Сире Траоре, в прошлом генерал, сам летал на МиГ-21.
А гвоздем программы стали полеты многофункционального истребителя МиГ-29, учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ и многоцелевого самолета Ил-103. Заводские летчики-испытатели отработали в воздухе по полной программе, выписывая бочки, мертвые петли и колоколы. Пилотаж вызвал одобрительные прицокивания, а порой даже крики восторга. Знающие свое дело пилоты изрядно пощекотали дипломатам нервы, пройдя у них над самыми головами. «На выставках так не летают, -- сказал кто-то с уверенностью, -- а то на следующий день никто не придет».
Обозреватель «Времени новостей» полюбопытствовал у летчика-испытателя Михаила Беляева, на какой высоте он шел. «Я вас видел», -- уклончиво ответил пилот. Потрясенные дипломаты спешили сняться с асом, он усиленно внушал гостям, что и у них «будут такие же самолеты».
Есть много оснований говорить, что так оно и будет, что африканские страны остановят свой выбор именно на продукции РСК «МиГ». Во-первых, на мировом рынке истребителей легкие самолеты (к которым относится и МиГ-29) составляют, по разным данным, от 60 до 80%. Во-вторых, не всем по карману куда более дорогие истребители марки «Су» (кстати, на фирму «Сухой» ни латиноамериканские, ни африканские дипломаты «бригадой» не ездили). К тому же продукция РСК себя давно зарекомендовала: сегодня более тысячи истребители МиГ-29 состоят на вооружении армий 30 стран мира. Что касается стран Африки и Ближнего Востока, основу их авиационного парка составляют истребители МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-27, большинство из которых выработали свой ресурс и требуют замены.
Россияне подогревают эти настроения, предлагая партнерам гибкие формы расчетов вплоть до схемы трейд-ин -- оплаты части контракта старыми самолетами, выведенными из эксплуатации. Эту схему давно применяют автомобилестроители, а также производители электронного оборудования. Часть вернувшихся истребителей планируется утилизировать, часть после ремонта и модернизации вновь будет предложена для поставки за рубеж. Авиадвигатели предполагается использовать в газоперекачивающих установках. РСК готова даже рассмотреть вопрос оплаты контрактов бартером, имея в виду природные ископаемые Черного континента.
Николай ПОРОСКОВ