Время новостей
     N°104, 18 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.06.2001
Банкам приглянулись облигации
Рынок корпоративных облигаций постепенно набирает обороты. Многие крупные компании уже облюбовали этот финансовый инструмент для привлечения средств с рынка. Заявили о себе и коммерческие банки. Но до сих пор оборот торгов банковскими облигациями невелик, и не все бумаги популярны среди инвесторов. Как выясняется, эмитировать облигации -- вполне посильная для банка задача. Гораздо сложнее организовать их вторичную торговлю.

Сейчас кредитных институтов, выпустивших собственные облигации, немного. Первопроходцами стали Внешторгбанк и МДМ-банк. Их примеру последовали другие. На днях появился и «новичок» -- 6 июня Пробизнесбанк полностью разместил первый выпуск собственных дисконтных облигаций. Доходность составила 20,5% годовых (для сравнения: доходность шестимесячных векселей «Газпрома» -- 16--17%, ГКО -- 15%).

Старший вице-президент Пробизнесбанка Эдуард Пантелеев сообщил, это был своего рода пробный шар. «Мы ставили перед собой задачу попробовать новый инструмент и найти новых структурных вкладчиков, -- отмечает банкир, -- так как нас интересует качество привлеченных фондов». Судя по его словам, банк остался доволен результатами «эксперимента» и планирует к осени довести общий объем облигационных займов до 500 млн руб., увеличив срок обращения бумаг до года. По всей видимости, изменения коснутся и доходности облигаций. По словам г-на Пантелеева, банк намерен снизить стоимость обслуживания своих бумаг, что может привести к снижению их доходности.

Многие банки, в том числе и «Пробизнес», выпускают свои облигации в надежде на развитие вторичного рынка. Но не исключено, что эмитентов может постигнуть разочарование. На вторичном рынке сделки с банковскими облигациями заключаются далеко не каждый день. Так что говорить о серьезных оборотах еще рано.

Сегодня краткосрочная структура пассивов остается серьезной проблемой для отечественных банков -- именно нехватка «длинных» денег не позволяет им полноценно кредитовать реальную экономику и население. Долгосрочные ресурсы, привлеченные при помощи облигаций, были бы как нельзя кстати.

Специалисты указывают еще на один плюс такого рода банковского бизнеса. По мнению председателя совета директоров ИК «Русские фонды» Сергея Васильева, сейчас рынка акций российских банков (за исключением Сбербанка) практически не существует. Поэтому выпуск банковских облигаций станет своего рода подготовительным этапом для начала торговли акциями кредитных институтов.

Но аналитики считают преждевременными такие оптимистичные оценки. По их мнению, пока банкам гораздо проще привлекать «длинные» деньги другими способами. «Сейчас банковские акции недооценены. Поэтому менеджеры правильно делают, что привлекают деньги с рынка без дробления своего капитала», -- считает Алексей Казаков из ИБГ «НИКойл». Что же касается перспектив выпуска более длинных банковских облигаций, то, как полагает аналитик, их успех у инвесторов во многом будет зависеть от доходности новых инструментов. «Доходность менее 20% годовых сейчас вряд ли кого-то устроит», -- считает г-н Казаков.

Елена МЯЗИНА, Виктория АБРАМЕНКО