|
|
N°104, 18 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Золото брата Тома
В Сочи вручили призы международного кинофестиваля
В отличие от результатов Открытого российского фестиваля, итоги VIII Международного кинофестиваля в Сочи были восприняты спокойно и благодушно. Произошло это, возможно, еще и потому, что немалая часть кинотавровской публики оказалась знакома с иностранными лауреатами в лучшем случае по каталожной аннотации, гораздо больше интереса проявляя к российскому конкурсу и в большинстве своем предпочитая смотреть виденный еще в Москве отечественный фильм по второму разу, нежели неизвестную европейскую картину. Но те, кто ознакомился с международной программой чуть более плотно, не могли не признать, что жюри во главе с Удо Киром на самом деле удостоило вниманием лучших, выбрав картины значительные или как минимум любопытные. Специальное упоминание жюри получили сразу два фильма, рассматривающие тему взаимодействия кинематографа и безумия, -- югославская картина Милутина Петровича «Земля правды, любви и свободы» (эпатажный, смешной и язвительный фильм о пациентах переведенной в бомбоубежище белградской психиатрической клиники, где разыгрываются эксцентрические киносюжеты) и «Тайная вечеря» из Словении, поставленная Войко Анзельцем (про пару психически неуравновешенных приятелей, сбежавших из больницы, дабы снять приключенческую мелодраму). Занятно, что в конкурсе была представлена еще одна работа со схожим посылом -- полудокументальный «Мой босс -- это я» австрийского режиссера Ники Листа, рассказывающий о дауне, по сценарию которого Ники Лист (играющий сам себя) ставит небольшой, но во всех отношениях примечательный «фильм в фильме» под названием «Горячая любовь». Лист умудрился избежать традиционного политкорректного подхода к теме и не превратил свой фильм в навязчиво умильную декларацию «гуманного отношения» к несчастным. С героем «Босса» Кристианом, страдающим синдромом Дауна, окружающие общаются не только потому, что он несчастный больной и заслуживает сострадания. Он на самом деле интересный человек, остроумный и очевидно талантливый. И Лист показывает это наглядно и убедительно, не опускаясь до, казалось бы, неизбежного сюсюканья. Фильм этот вполне мог претендовать хотя бы на спецприз жюри, который в результате отошел другому австрийскому фильму, причудливому, но откровенно старомодному «авангардистскому» творению Кристиана Фроша «К. аФ.ка. -- фрагмент», о которой читатели газеты «Время новостей» уже могли прочесть 7 июня.
Лучшей актрисой была признана хорватка Дора Полич, сыгравшая главную роль в фильме Далибора Матанича «Кассирша хочет поехать на море» -- очаровательной и очень смешной социальной трагикомедии, напоминающей одновременно о фильмах Альмодовара и Кустурицы и озвученной безупречной подборкой хитов югославской эстрады шестидесятых-семидесятых годов. Судя по реакции зала, встречавшей едва ли не каждую сцену фильма дружным и одобрительным хохотом, «Кассирша» вполне могла бы получить приз зрительских симпатий, если бы таковой на сочинском МКФ существовал. Гран-при (второй по значимости приз в фестивальном регламенте) и приз ФИПРЕССИ получила лента Ивы Шварцовой «Когда дедушка любил Риту Хейворт», совместная германо-швейцарско-чешская копродукция и единственный фильм конкурса, снятый женщиной. Фильм основан на воспоминаниях Шварцовой, которая, будучи еще маленькой девочкой, была вынуждена покинуть Чехию в 1969 году и переехать в Германию. Фильм нашел на фестивале немало поклонников, и наверняка не последнюю роль в присуждении ему Гран-при сыграло присутствие в жюри знаменитого чешского режиссера Войцеха Ясного, который знаком с изображенной в «Дедушке» проблематикой не понаслышке -- после оккупации Чехии советскими войсками он сам был вынужден эмигрировать и даже собирался поставить фильм по пьесе Солженицына «Знают истину танки». Впрочем, фильм Шварцовой не столько о политической ситуации, сколько о том, как сложно маленькой девочке Ханне приспособиться к непривычным условиям жизни. История эта вполне личная, и воспоминания о дедушке, обожавшем голливудскую звезду Риту Хэйворт, кажутся куда более важными, чем причины, по которым семья Ханны покинула родину.
Наконец, «Золотая роза» -- сочинский аналог каннской «Пальмовой ветви» -- и награда за лучшую мужскую роль достались фильму, который заслуживал этого в наибольшей степени. Английская лента «Мой брат Том» дебютанта Дома Родероу, мрачная и завораживающая история о тождественности любви и греха, виртуозно снятая знаменитым оператором Робби Мюллером (сотрудничавшим с Вимом Вендерсом и Джимом Джармушом, стоявшем, в частности, за камерой на гениальном джармушевском «Мертвеце»), стала для большинства экспертов как раз тем настоящим, надолго оставшимся в памяти кинематографическим впечатлением, без которого, как ни крути, не обходился ни один международный сочинский фестиваль за восемь лет своего существования. Правда, в большинстве случаев такие фильмы-потрясения (от «Велорикши» или «Чункинкского экспресса» до картин Ларса фон Триера) были представлены в информационном показе или в рамках ретроспектив. Тем приятнее, что «Мой брат Том» оказался фильмом конкурсным и ему можно было воздать по заслугам. Картина Родероу требует куда более серьезного анализа и разбора, нежели это подразумевает отчет о фестивальных призах, поэтому разговор о ней еще впереди. Тем более что не доехавшие до Сочи киноманы будут иметь возможность убедиться в достоинствах «Тома» воочию -- компания Cosmopol Film планирует выпустить картину в артхаусный прокат.
Станислав Ф. Ростоцкий