|
|
N°174, 24 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Один «Руслан» освободили
Украина выиграла дело о задержанном в Канаде самолете
Федеральный суд Канады в среду постановил освободить украинский самолет «Руслан», простоявший больше года под арестом на аэродроме Гузбей. Компания «Авиалинии Антонова», которой принадлежит этот самолет, сейчас пытается вызволить еще одно точно такое же воздушное судно, арестованное в Бельгии. Собственно, к «Авиалиниям Антонова» претензий ни у канадской, ни у бельгийской юстиции нет. В обоих случаях самолеты были арестованы как собственность Украины в обеспечение иска кипрской компании TMR Energy Limited к украинскому фонду государственного имущества.
Иск TMR к Украине появился в результате модернизации Лисичанского нефтеперерабатывающего завода (Луганская область Украины) в середине 90-х годов. Кипрская компания рассчитывала получить 50% капитала совместного предприятия, которое должно было быть создано на базе НПЗ. Однако, как следует из постановления Стокгольмского арбитража от 30 мая 2002 года, украинские власти не выполнили соответствующего контракта, чем и нанесли TMR ущерб в размере 42,3 млн долларов.
Это решение Стокгольмского арбитража признано примерно в десятке западных стран. Первый раз реализовать его истцам удалось 23 июня 2003 года в Канаде, куда как раз залетел украинский тяжелый транспортный самолет Ан-124 «Руслан», зафрахтованный министерством обороны Италии. А в августе 2004 года точно в такую же историю угодил другой «Руслан» «Авиалиний Антонова», прилетевший в Бельгию, чтобы выполнить оттуда коммерческий рейс в Афганистан по заказу НАТО.
Судьбу «канадского» «Руслана» рассматривали несколько местных судебных инстанций. Аргументация юристов украинской стороны строилась на том, что хотя «Авиалинии Антонова» опосредованно и принадлежат государству (это дочерняя компания государственного Авиационного научно-технического комплекса им. Антонова), но они не обязаны отвечать по имущественным искам к Украине. До последнего времени такие доводы не производили впечатления на канадских судей. Однако вчера министр юстиции Украины Александр Лавринович объявил, что 22 сентября на очередном рассмотрении дела в Федеральном суде Канады было принято решение освободить «Руслан» и позволить ему лететь на все четыре стороны.
Начальник договорно-правового управления МИД Украины Владимир Крохмаль заявил вчера по поводу второго «Руслана», задержанного в Бельгии: «Там начато разбирательство. Оно, конечно, не зависит от решения канадского суда, но в бельгийском суде украинская сторона будет предъявлять те же аргументы, которые она предъявляла в Канаде».
Между тем, как сообщил вчера «Времени новостей» руководитель пресс-службы АНТК им. Антонова Андрей Совенко, освобожденный в Канаде самолет не может покинуть эту страну немедленно по техническим причинам. «Руслан» целый год простоял на земле. Для приведения его в рабочее состояние потребуется как минимум тщательный техосмотр и, возможно, мелкий ремонт. Сегодня, сказал г-н Совенко, группа техников «Авиалиний Антонова» и летный экипаж должны отправиться в Канаду, чтобы на месте организовать «репатриацию» грузового самолета.
Г-н Совенко затруднился назвать сумму финансовых потерь авиакомпании, связанных с эти инцидентом. Он лишь отметил, что размер прибыли, упущенной в результате годового простоя самолета, намного превышает прямые расходы компании на командировки своих сотрудников в Канаду и судебные издержки. «Авиалинии Антонова» располагают восемью тяжелыми транспортными самолетами -- семью Ан-124 и одним Ан-225 «Мрия». Вывод из коммерческого оборота двух машин серьезно снизил возможности фирмы, отметил г-н Совенко. Он напомнил, что вскоре после ареста «Руслана» в Канаде руководство «Авиалиний Антонова» обещало возместить свои потери в судебном порядке. Однако к практической реализации этих намерений украинская сторона еще не приступала, сообщил руководитель пресс-службы АНТК.
Михаил КУКУШКИН