|
|
N°174, 24 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Буран" в пустыне
Найденный в Бахрейне российский космический челнок оказался всего лишь выставочным макетом
В то время как весь мир озабочен проблемами контроля за распространением высоких оборонных технологий, группа западных журналистов преподнесла сенсацию, доказывающую, на их взгляд, возможность утечки подобных технологий из России. Причем не куда-нибудь, а на беспокойный Ближний Восток, который с недавних пор рассматривается практически как рассадник терроризма. Отправившись в Бахрейн на съемки чемпионата мира по гонкам «Формула-1», корреспонденты немецкого журнала «Шпигель» обнаружили там российский космический корабль многоразового использования -- знаменитый «Буран». Репортаж о необычной находке был опубликован в последнем номере журнала, а заодно показан по одному из каналов Дюссельдорфа.
Однако, как удалось выяснить корреспонденту «Времени новостей», «Буран», который увидели в пустыне немцы, вовсе не был украден сотрудниками спецслужб Бахрейна и даже не продан под видом металлолома, как можно было бы предположить, предприимчивыми российскими бизнесменами. Он остается собственностью отечественного НПО «Молния» и находится в Персидском заливе на вполне законных основаниях.
Большинство россиян знают лишь о двух космических кораблях проекта «Буран». Первый совершил свой единственный беспилотный полет в 1988 году, после чего был законсервирован и оставлен в ангаре на Байконуре, где и погиб под рухнувшей крышей весной 2002-го. Второй корабль был достроен в 1990-м, но так ни разу и не поднялся в воздух -- спустя три года дорогостоящая программа строительства кораблей многоразового использования в нашей стране была официально закрыта, а отечественный шаттл затем поставили в Парке культуры им. Горького, превратив в кафе-музей. Однако помимо этих двух экземпляров в ходе десятилетней работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько десятков макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. В космос они по понятным причинам не летали, поскольку каждый из них не был полноценным кораблем. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных научно-исследовательских институтов и производственных объединений, создавая им большие проблемы.
Например, один из образцов, на котором отрабатывали электросхемы «Бурана», по-прежнему находится в цехах Ракетно-космической корпорации «Энергия». По словам главы пресс-службы корпорации Анатолия Хабарова, содержание корабля обходится чрезвычайно дорого, кроме того, он занимает слишком много места. Однако все попытки избавиться от челнока пока закончились ничем -- чтобы вывести летательный аппарат из ангара, необходимо разбирать ворота, а для транспортировки его по дорогам придется перекрывать движение.
Значительно больше о существующих макетных образцах «Бурана» смог рассказать один из его создателей, заместитель генерального директора НПО «Молния» Михаил Гофин. По его словам, кроме корабля на Байконуре и в Парке культуры им. Горького еще один корабль находится в Загорске и один -- на территории НПО «Молния». Проблемы с ним те же, что и у «Энергии»: хранить дорого, а летных перспектив никаких, все возможные сроки хранения прошли. «Мы пытаемся сохранить корабль для страны как памятник былой славы, пытаемся переправить его в авиационный музей в Монино. Но сделать это можно только по воде, а на это нет денег ни у нас, ни у музея», -- заявил г-н Гофин.
Однако создателям «Бурана» все же удалось решить проблему выгодного хранения и экспозиции одного из своих кораблей. Обнаруженный в Бахрейне корабль также принадлежит НПО «Молния». «Это была машина для горизонтально-летных испытаний, переделанная в макет, то есть с нее снято все, кроме внешней скорлупы», -- сообщил г-н Гофин. По его словам, никакой высокотехнологичной начинки в корабле нет, и к тому же этот «Буран» никому не продан -- он лишь сдается в аренду фирмам, которые осуществляют его экспозицию в лунапарках и технопарках разных стран. В частности, корабль выставлялся в Австралии, был одним из символов Олимпиады в Сиднее, в будущем планируется провезти его по Арабским Эмиратам. «В Бахрейне его выставляет сингапурская компания. Пока он там просто стоит на причале. Там песок, ветер, поэтому состояние у него не очень красивое. Обычно перед экспозицией его красят», -- сообщил г-н Гафин.
Александр ГУДКОВ