|
|
N°174, 24 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Черное не носить
Государство пытается вернуть доверие авиапассажиров к спецслужбам
Призывы властей к обществу проявить сознательность и внести посильный вклад в борьбу с терроризмом россияне, похоже, восприняли как признание государства в бессилии спецслужб. И сделали соответствующие выводы, причем совсем не те, которых от них ждали. Вчера ночью по настоятельному требованию пассажиров на борт самолета, вылетавшего в Хургаду из Домодедово рейсом KrasAir, не были допущены две смуглые женщины в черных одеждах. Понимая, что возникновение таких стихийных протестов, выглядящих как «народное противодействие терроризму» в самолетах, на поездах, а затем, того и гляди, в трамваях и метро, способно не только привести к серьезным конфликтам, но и внести хаос в транспортную систему, власти вынуждены экстренно предлагать варианты спасения ситуации.
Вчера, заочно успокаивая не только желавших без лишних волнений долететь до теплого египетского моря авиапассажиров компании KrasAir («Красноярские авиалинии»), но и всех россиян, министр транспорта Игорь Левитин заявил, что государство будет настаивать на введении личного досмотра пассажиров, «в том числе с применением детекторов обнаружения следов взрывчатых веществ». По мнению министра, возглавляющего госкомиссию по расследованию обстоятельств гибели в конце августа самолетов Ту-134 и Ту-154, необходимо обязательное проведение психологического тестирования пассажиров перед посадкой, а также усиление системы подготовки служб авиационной безопасности. В выводах госкомиссии, которые вчера были направлены президенту, содержится и предложение о создании базы данных для транспортников, в которую поступала бы вся информация о пассажирах. «Когда человек купил билет -- вне зависимости от того, за сколько дней, -- когда он приходит в аэровокзал или на железнодорожный вокзал, да и когда он садится в автобус, мы должны знать о нем все», -- считает г-н Левитин.
Простым россиянам такая база, похоже, особо ни к чему, да и к спецтехнике, которую, оказывается, способен обойти любой билетный спекулянт, доверия нет. Люди судят о террористах по одежке. Случаев «депортации» бдительными пассажирами женщин восточной наружности из автобусов, по счастью, еще не было, а вот на борт самолета в считающихся теперь подозрительными черных платьях и платках уже могут и не пустить. И больше всех не везет «Красноярским авиалиниям». 1 сентября пассажиры на два часа задержали вылет в Москву 300-местного лайнера Ил-86 из аэропорта египетского курорта Шарм-эль-Шейх, добиваясь удаления с борта семьи уроженцев Дагестана, которых они приняли за чеченцев. Вчера похожими на шахидок сочли уже двух одетых в черное египтянок, возвращавшихся домой на самолете KrasAir.
Пассажиры вылетавшего в Хургаду Ту-154 подняли тревогу, организовались в инициативную группу и категорически отказались лететь со смуглыми женщинами, а заодно и группой молодых людей кавказской наружности. Напрасно представители аэропорта и авиакомпании KrasAir, которые спешно прибыли на борт самолета, два часа доказывали, что женщины просто одеты в традиционном для мусульман стиле, а молодые люди -- студенты, которые летят из Дагестана в Каир учиться. Никто не поверил и в то, что появление подозрительных попутчиков в самый последний момент объясняется как раз тем, что именно их особенно тщательно проверяла служба безопасности аэропорта. Пассажиры были непреклонны, и, чтобы не накалять обстановку и окончательно не срывать график вылетов, женщин в черном попросили покинуть самолет и отправили в Египет другим рейсом. После этого лайнер был снова проверен службой безопасности аэропорта. Из-за дополнительной проверки Ту-154 вылетел с опозданием на четыре с половиной часа.
Естественно, что авиакомпании, несущие из-за нарушения графика полетов дополнительные расходы, сегодня поддерживают предложения Министерства транспорта по усилению мер безопасности, хотя и понимают, что это создаст некоторые неудобства для пассажиров. Появление на бортах лайнеров настоящих шахидок, да и склоки между летящими одним рейсом людьми на почве цвета одежды или формы носа кажутся авиаторам куда худшим злом. Тем более что в сильно формализованной работе экипажей самолетов нет четких инструкций по поведению в такой ситуации. Как пояснили корреспонденту «Времени новостей» в домодедовском представительстве «Красноярских авиалиний», регламента на случай, если одни пассажиры категорически отказываются лететь с другими пассажирами, пока не предусмотрено. Поэтому и на улаживание конфликта уходят драгоценные часы. «Хотя я лично считаю, что все ясно: если пассажиры не хотят лететь обозначенным в билете рейсом, пусть и потому, что им показался подозрительным сосед, то у них есть право сдать свой билет и остаться в аэропорту», -- обиженно заявил представитель KrasAir, пожелавший остаться неизвестным.
В пресс-службе компании «Ист-Лайн», управляющей аэропортом Домодедово, также подтвердили, что в нынешней ситуации считают оправданным ужесточение контроля багажа и пассажиров, и в том числе введение психологического тестирования перед взлетом, так называемого профайлинга. Этот прием выявления неадекватных и подозрительных пассажиров уже давно и с успехом используют службы безопасности израильской авиакомпании El-Al. Специалист-психолог, завязывающий беседу с пассажирами у стойки регистрации, с помощью различных вопросов способен не только быстро выяснить истинность сообщаемых ему сведений, но и оценить реакцию и взволнованность человека -- по жестам, взгляду и даже интонации. Причем, как утверждают эксперты, опытному психологу для правильного заключения достаточно 3--5 минут, что практически не увеличивает время получения посадочного талона.
В том, что опыт израильтян вскоре будет широко использоваться и в России, сомневаться уже не приходится. Вчера представители компании «Ист-Лайн» заверили корреспондента «Времени новостей», что в ближайшее время собеседование будут проходить все пассажиры, вылетающие из Домодедово. «Мы начали готовить свою службу профайлинга еще до трагедии с самолетами, -- заявили в пресс-службе аэропорта. -- И специальное подразделение психологов у нас уже создано». По данным «Времени новостей», подготовка специалистов по профайлингу в Домодедово велась при помощи израильских экспертов, даже несмотря на трагическую гибель двух самолетов считающих систему безопасности этого московского аэропорта одной из лучших в России.
Сотрудничество с израильтянами налажено и в компании «Трансаэро», где психологическое тестирование пассажиров на международных рейсах, и особенно в Тель-Авив, практикуется уже 10 лет. «Мы работаем по методике профайлинга с 1993 года, и все это время она нам только помогала», -- заявил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» директор по связям с общественностью «Трансаэро» Сергей Быхал, утверждающий, что осложнений для законопослушных пассажиров такое тестирование не создает. По его словам, до последнего времени с помощью этой методики выявлялись в основном нелегальные мигранты, пытавшиеся пробраться в нашу страну по туристическим визам или поддельным документам. До сих пор психологи «Трансаэро» беседовали преимущественно с пассажирами международных рейсов, однако г-н Быхал не исключил, что после заявления министра транспорта профайлинг будет в обязательном порядке использоваться и во время полетов внутри России. Тем более что Игорь Левитин вчера в аэропорту Ростова-на-Дону посетовал на то, что продвинутые методики определения нежелательных пассажиров пока используются только в Москве, а необходимы они всей стране, и в первую очередь аэропортам Южного федерального округа.
Однако внедрить профайлинг и другие современные средства безопасности в масштабах России будет не так-то просто. Несмотря на то что представители компаний отказались сообщить корреспондентам «Времени новостей» суммы затрат на подготовку специалистов по безопасности, они признали, что речь идет о серьезных вложениях. И еще не понятно, какую тактику изберет государство -- обяжет ли просто все авиакомпании переучивать своих сотрудников за собственный счет или предложит финансовую помощь. «Вопрос о том, кто возьмет на себя затраты по подготовке и переподготовке персонала авиакомпаний и особенно сотрудников служб безопасности, сейчас находится в стадии обсуждения», -- заявила в беседе с корреспондентом «Времени новостей» пресс-секретарь министра транспорта Светлана Крыштановская. Правда, Игорь Левитин уже точно пообещал, что государство готово финансировать обновление парка технических средств досмотра аэропортов и вокзалов. Госкомиссия по расследованию обстоятельств гибели самолетов рекомендовала вчера президенту и правительству рассмотреть возможность поддержки российских аэропортов за счет средств федерального бюджета.
Ирина БЕЛАШЕВА, Анна ШПАК