|
|
N°174, 24 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китайское предупреждение
У Москвы с Пекином может появиться единое экономическое пространство
Российский премьер Михаил Фрадков вчера продолжил своеобразный интеграционный штурм. Складывается впечатление, что последние две недели он только тем и занимается, что укрепляет отношения с соседями, причем не в двустороннем, а в многостороннем формате: сначала в Астане со своими коллегами по СНГ и Единому экономическому пространству (главными действующими лицами там были президенты), затем в Москве на встрече премьеров стран -- членов ЕврАзЭС, а вчера в Бишкеке, уже на совете глав правительств государств -- членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Главное отличие ШОС от других региональных образований в том, что помимо стран СНГ -- Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана -- в нее входит Китай. Причем три года назад, когда ШОС появилась на свет, явный приоритет отдавался сотрудничеству в сфере безопасности, в том числе борьбе с терроризмом, наркобизнесом и т.д. Была создана даже региональная антитеррористическая структура (РАТС) со штаб-квартирой в Ташкенте. Однако постепенно на первый план стало выходить торгово-экономическое взаимодействие.
Ровно год назад премьеры стран -- членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. Впрочем, конкретным содержанием ее тогда не наполнили. Пробел удалось ликвидировать вчера в Бишкеке. Утвержден план мероприятий по реализации программы.
«Считаем, что был избран принципиально верный подход к переводу сотрудничества в практическое русло -- от согласования задач в целом к созданию своего рода каталога возможных проектов», -- так сформулировал позицию российской стороны Михаил Фрадков. И тут же добавил: «Нельзя не отметить, что этот каталог, составленный на основе предложений от каждой страны, оказался весьма обширным».
Действительно, план включает в себя свыше ста конкретных проектов, тем и направлений сотрудничества, а также предусматривает механизмы их реализации. По словам премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао, упор сделан на четырех областях взаимодействия: транспортные коммуникации, энергетика, телекоммуникации и сельское хозяйство. Впрочем, сразу все сто проектов плана, который г-н Фрадков назвал «добротным и перспективным», реализовывать никто не будет. «Очевидно, есть смысл сосредоточиться на определении пилотных проектов», -- предложил г-н Фрадков. И что называется, не отходя от кассы назвал проблему, над которой можно плотно совместно поработать. «Российская сторона считает актуальным вопрос о координации в сфере налогообложения. Создание рабочей группы по налоговому администрированию и контролю могло бы стать серьезным резервом в формировании благоприятного делового климата», -- сказал г-н Фрадков.
На том и порешили. В совместном коммюнике записано, что план будет реализовываться «в соответствии с принципом поэтапности». Правда, о создании рабочей группы по налоговому администрированию в документе ни слова. Видимо, это будет сделано позже, если, конечно, идею г-на Фрадкова поддержат коллеги по ШОС.
Зато в коммюнике зафиксирована договоренность сторон ускорить работу над предложениями о порядке формирования и принципах работы Делового совета ШОС и фонда развития организации. Первый орган предложила создать Россия. Второй -- Китай. Вообще, складывается впечатление, что именно Китай сегодня играет роль основного двигателя торгово-экономического сотрудничества в рамках ШОС.
Это естественно. Китай видит в странах -- членах Шанхайской организации сотрудничества перспективный рынок сбыта. По некоторым данным, Пекин даже готов предложить странам ШОС товарный кредит до 900 млн долл. для продвижения своих товаров. Правда, эта идея пока официально не озвучена. В перспективе китайцы надеются сформировать на пространстве ШОС (включающем, к слову, треть населения планеты) общее экономическое пространство.
Россия, похоже, к такому развитию событий пока не готова. Безусловно, она хотела бы свободного движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, но только с примерно равными, а зачастую отстающими по экономическому развитию странами СНГ. Китай в эту схему явно не вписывается по меньшей мере по двум причинам. Во-первых, дешевые китайские товары просто сметут с полок магазинов все остальные. Во-вторых, Россия может столкнуться с масштабным переселением китайцев в дальневосточные и сибирские регионы.
Из других стран ШОС, судя по всему, наиболее решительно на сотрудничество с Китаем настроен Казахстан. Вчера было объявлено, что 28 сентября состоится официальная церемония начала строительства нефтепровода из Казахстана в Китай. Нефть развивающемуся Китаю нужна как воздух. А переговоры с Россией по поводу строительства нефтепровода до Дацина давно зависли. Казахстанская нефть оказалась очень кстати. Предполагается, что она пойдет в Китай уже через год, сообщил премьер Казахстана Даниал Ахметов.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Бишкек