|
|
N°174, 24 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Добрый совет федерации
За назначение губернаторов Кремлю, возможно, придется заплатить выборностью сенаторов
Реализация инициативы Владимира Путина выбирать глав регионов по представлению президента может повлечь за собой дальнейшее изменение структуры государственной власти. Одно из следствий этой реформы -- становящееся абсолютно бессмысленным существование Совета Федерации в его нынешнем виде.
При фактическом назначении губернаторов станут не совсем ясны статус и степень легитимности половины сенаторов, представляющих в нынешнем сенате избранных глав регионов. Чтобы решить этот вопрос, скорее всего придется менять порядок формирования верхней палаты парламента. Что, в свою очередь, по мнению некоторых экспертов, требует изменения Конституции.
В Основном законе сказано, что «в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти». При этом четкий порядок формирования верхней палаты не прописан. Вследствие чего в Совете Федерации в разные годы заседали выбранные населением представители регионов, главы субъектов федерации и назначенцы от региональной власти.
Последний раз верхнюю палату парламента перетряхивали в 2000 году в целях построения «властной вертикали» и удаления на безопасное расстояние от центра региональных лидеров. Сейчас в Совфеде заседает по два назначенных на местах представителя от законодательной и исполнительной власти каждого российского региона. В последнее время сенаторов не устраивало лишь то, что назначившие их региональные власти могут в любой момент без объяснения причин отозвать своих представителей и заменить их другими. А сама палата вынуждена была соглашаться с любыми предложенными кандидатурами сенаторов.
Вопрос собственной эффективности перестал волновать сенаторов с тех пор, когда перестал интересовать исполнительную власть. Федеральная ее часть, пытаясь сконцентрировать в своих руках максимум полномочий, уменьшению претендентов на власть только обрадовалась. Региональные лидеры нашли иные способы лоббировать интересы субъектов в центре. А в Совет Федерации стали зачастую «делегировать» родственников и нуждающихся в близости к московским финансовым и политическим источникам персонажей, а также тех небедных людей, которым нужна парламентская неприкосновенность.
Бунт в виде «протестного голосования» перестал быть формой борьбы с неприятными законопроектами -- можно пересчитать по пальцам законы, не прошедшие верхнюю палату. Не говоря уже о том, что в сенате практически забыли, когда сами инициировали законы. Единственная рожденная в прошлом году в недрах верхней палаты законодательная инициатива как раз касалась статуса сенатора.
Кажется, именно сейчас вопрос о статусе и способе формирования Совета Федерации может обрести реальные формы. Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Александр Кынев уверен, что при назначаемости губернаторов этот вопрос решать придется. «Если кандидатуры губернаторов вносятся президентом, а губернатор назначает представителя в верхнюю палату, получается, президент назначает половину Совета Федерации, -- объяснил он «Времени новостей». -- Это не имеет отношения к принципу разделения властей, это из истории стран третьего мира. Поскольку очевидно, что предложения президента будут реализованы, вопрос о реформировании Совфеда более чем актуален».
Приблизительно такого же мнения о будущей легитимности сенаторов придерживается и спикер верхней палаты Сергей Миронов. «Времени новостей» он пожаловался, что при сохранении нынешнего порядка формирования Совета Федерации исполнительная власть будет ущемлена: «Половина сенаторов -- представители законодательной власти региона. Губернатор избирается законодательным собранием по представлению президента, и он же назначает своего представителя в Совет Федерации через то же законодательное собрание? В Конституции написано, что один сенатор -- от исполнительной власти, другой -- от законодательной. А тут все проходит только через законодательную власть».
При решении вопроса этой «третичной» легитимности у г-на Миронова появляется возможность реализовать свою давнюю мечту -- выбирать сенаторов. «Я давно и последовательно выступал с идеей о всенародном избрании сенаторов, -- говорит он. -- И эти идеи сейчас с большим основанием имеют право на жизнь. В верхней палате есть несколько теорий, алгоритмов, концепций. Но окончательного варианта нет. Откровенно говоря, не хочется менять Конституцию. Но при этом нужно задействовать механизм избрания -- это сложно. Правда, для того, чтобы предметно обсуждать этот вопрос, нужно дождаться окончательной редакции закона о назначении губернаторов».
Сенаторы в большинстве своем к возможности собственного избрания относятся равнодушно. Правда, не все согласны со спикером Мироновым, что назначаемость губернаторов лишит их легитимности. Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Юрий Шарандин, например, считает, что конструкции формирования верхней палаты парламента могут быть любыми -- в мире нет двух одинаковых конструкций. «Их нужно рассматривать с точки зрения легитимности и представительства регионов. Должен быть баланс партийной и региональной составляющих. Губернатор предлагает своего представителя в Совет Федерации. И при сегодняшней системе законодательное собрание региона может утвердить этого представителя или не утвердить, -- пояснил он «Времени новостей».-- С этой точки зрения при назначаемости губернатора для сенатора ничего не меняется. Губернатор, получивший свой мандат от населения не напрямую, а через законодательное собрание, все равно становится главой исполнительной власти и делегирует своего представителя в верхнюю палату».
Тем не менее Центризбирком законодательную базу для возможной выборности сенаторов готовит. Как рассказал «Времени новостей» член ЦИК Владимир Лысенко, по новой модели «кандидатов предлагают законодательные и исполнительные органы субъектов, а избиратели голосуют». Для этого, по мнению г-на Лысенко, не нужно менять Конституцию, а можно просто принять новый закон «О порядке формирования Совета Федерации»: «Все равно кандидатов будут предлагать органы местной власти». «Но это тоже непросто, -- признается другой член Центризбиркома, Елена Дубровина. -- Поскольку это будет не такое избрание, как, допустим, сейчас депутатов Госдумы по одномандатным округам». По словам Елены Дубровиной, нужен «какой-то еще этап определения кандидатур органами исполнительной или законодательной власти».
Те не менее сомнения в том, что российским гражданам удастся вернуть часть ускользающих от них избирательных прав посредством выборов сенаторов, пока довольно велики. С одной стороны, возможность изменить Конституцию власть, скорее всего, предпочтет оставить для более масштабного действа. С другой стороны, Совет Федерации в нынешнем виде, по большому счету, вполне устраивает все действующие лица -- и Кремль, и региональных лидеров, и самих сенаторов.
Президент фонда «Экспертиза» Марк Урнов пожаловался «Времени новостей» на логику действий федеральной власти: «Важно, действует ли система сдержек и противовесов. Если губернаторы назначаются, то Совет Федерации нужно формировать прямыми выборами. Назначенный губернатор и неназначенные законодательные собрания будут выдвигать несколько кандидатур, и население из них выберет сенаторов. Тогда их легитимность уравновесит бюрократа, назначаемого из Кремля. Но у власти логика развития политический системы не в том, чтобы создавать систему сдержек и противовесов, а в том, чтобы ее убирать».
Дарья ГУСЕВА