|
|
N°173, 23 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свет в конце тоннеля отключили
«Юганскнефтегазу» ограничили поставку электроэнергии
Энергетики перестали мириться с тем, что основная «дочка» ЮКОСа -- «Юганскнефтегаз» -- не платит за электричество, и вчера ограничили ее энергоснабжение на 5%. Впрочем, на работоспособности компании эта мера не скажется, однако она добавляет уверенности в том, как выразился вчера замглавы Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс, что «компания не сможет больше существовать в нынешнем виде». А это, по его словам, негативно влияет на инвестиционный климат в России.
Как известно, счета ЮКОСа и его основных дочерних предприятий арестованы судебными приставами, которые взыскивают налоговую задолженность компании за 2000 год. «Тюменьэнерго» же вчера официально объявило о том, что «Юганскнефтегаз» (его счета были арестованы несколько недель назад) задолжал за сентябрь 260 млн руб. и не сообщает, как собирается погашать задолженность. «Мы много раз писали письма в «Юганскнефтегаз», -- говорит руководитель пресс-службы «Тюменьэнерго» Наталья Тименкова, -- однако ответ от них пришел только тогда, когда начали вводить ограничения. Да и то это не ответ, а отписка -- дескать, нет возможности платить. И никаких конструктивных предложений -- ни о рассрочке, ни о бартере, ни о чем». Поэтому, по ее словам, если задолженность не будет погашаться, энергетики будут продолжать увеличивать ограничения, при этом, по словам г-жи Тименковой, в последнюю очередь по плану будут отключены отнюдь не добычные предприятия, а население и социально важная инфраструктура. Пока же ограничения коснулись в основном складов и гаражей. «Мы ждем от компании предложений, мы готовы обсуждать любые из них», -- говорит представитель «Тюменьэнерго».
А вот относительно оплаты услуг «Транснефти» ЮКОС, напротив, как вчера выяснилось, ведет переговоры. Президент этой госкомпании Семен Вайншток заявил информагентствам, что стороны договорились о бартерной оплате: если будет необходимо, то с октября около 400 тыс. тонн нефти ЮКОС будет отдавать «Транснефти» для реализации на внутреннем рынке. Ни о цене этой нефти, ни о том, кому она в итоге будет продана, и сколько «Транснефть» сумеет заработать на такой схеме, стороны не говорили. Впрочем, вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев заверил, что бартерные объем и цена нефти будут зависеть от конъюнктуры мирового рынка, а последующей реализацией сырья сможет заняться любая российская компания.
Такая практика, как отмечает г-н Григорьев, «Транснефтью» уже использовалась в 1998 году после дефолта, но в случае с ЮКОСом, подчеркнул он, речь идет исключительно о принципиальной договоренности -- т.е. бартерная схема станет осуществляться только в том случае, если это потребуется.
Иными словами, можно утверждать, что «Транснефть» практически готова объявить ЮКОСу своего рода дефолт. В компании вчера предпочли отказать журналистам в каких бы то ни было комментариях ситуации. Вице-президент РСПП Игорь Юргенс вчера выразил опасения, что дело ЮКОСа подошло к той точке, когда «совершенно непонятны критерии, по которым будет определено будущее компании». По его словам, которые цитирует РИА «Новости», иностранные инвесторы опасаются начала судебных процессов, инициированных миноритарными акционерами ЮКОСа, по всему миру. «А миноритарные акционеры ЮКОСа -- это влиятельные люди, и рынок находится в опасении, что судебные процессы могут начаться, -- говорит он. -- Да и сама сторона Ходорковского и его коллег также просто на этом не остановится». Соответственно, резюмировал он, все это негативно влияет на рынок и держит в напряжении мировой нефтяной рынок. Впрочем, глава «Реновы» и совладелец ТНК-ВР Виктор Вексельберг выразил надежду, что ситуация с ЮКОСом завершится благоприятным образом: ведь Владимир Путин сказал, что государство не заинтересовано в банкротстве компании, а значит, этого не будет и «все исправится».
Иван ГОРДЕЕВ