|
|
N°173, 23 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смертница по особым поручениям
Спецслужбы арестовали связника чеченских боевиков и их арабских спонсоров
Вчера российские спецслужбы объявили, что задержанная накануне с «поясом шахида» Наталья Халкаева оказалась далеко не рядовой смертницей. По данным оперативников, именно через эту женщину чеченские полевые командиры вели общение как между собой, так и со спонсорами за рубежом. Халкаева на роль курьера была выбрана не случайно. Она хорошо знакома с Юнади Турчаевым, который организовал недавнее нападение на Грозный и множество других терактов. А ее родные братья проживают в арабских странах, Европе и Азии. Один из них -- Хасан Халкаев -- еще с 1998 года находится в розыске за похищение сына крупного предпринимателя, освободить которого удалось только после того, как власти Краснодарского края выплатили выкуп в 1 млн долл. Также Халкаеву подозревают в вербовке и подготовке шахидок.
О том, что Наталья Халкаева является связной между полевыми командирами, спецслужбам рассказал один из боевиков, сдавшийся властям. Чеченка жила в Грозном, но часто бывала у своих родителей в Урус-Мартане. Там ее и задержали. При обыске дома Халкаевых оперативники нашли «пояс шахида», состоявший из 1 кг пластида, и спутниковый телефон марки «Турайя». Про бомбу Наталья сообщила, что действительно получила ее от одного из боевиков и должна была передать другим террористам, а телефон якобы купила на рынке в Грозном. Однако сотрудники ФСБ установили: этот аппарат был приобретен в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), где, по данным спецслужб, проживает находящейся в розыске брат Натальи Хасан Халкаев. «Всего их три брата Халкаевых, -- рассказали корреспонденту "Времени новостей" в одном из силовых ведомств Чечни. -- Все они входили в отряды полевых командиров, в том числе Арби Бараева, а потом уехали за границу. Старший брат Хасан перебрался в ОАЭ, средний, Хусейн, -- в Австрию, младший, Хамзат, -- в Малайзию. По нашим данным, там они собирали деньги для боевиков, а передавали их через Наталью. Через нее же братья Халкаевы и другие спонсоры бандитов ведут общение с чеченскими полевыми командирами. Мы уже точно знаем, что Халкаева неоднократно была в ОАЭ, где и получила спутниковый телефон, а также оплаченные карточки к нему».
По данным спецслужб, Наталью боевики использовали и для переговоров друг с другом в Чечне. «Полевые командиры уже давно почти не общаются при помощи радиостанций, а уж тем более по спутниковым телефонам, -- отметил наш собеседник. -- Для передачи информации они записывают свои послания на аудио- и видеокассеты и передают их через специальных курьеров. На блокпостах дежурят мужчины, которые, понятно, не будут осматривать женщину. Поэтому Халкаева долгое время имела возможность возить послания боевиков внутри Чечни. В первую очередь через нее поддерживал связь с другими террористами Юнади Турчаев. А когда боевикам надо было что-то передать на Запад, Наталья выезжала в какое-нибудь укромное место и звонила по спутниковому телефону. Мы уже выяснили, что она связывалась с абонентами из ОАЭ, Германии, Чехии, Польши, Турции, Австрии и ряда других государств. Сейчас выясняется, кем являлись собеседники Халкаевой».
В спецслужбах не исключают, что задержанная причастна к вербовке и психологической подготовке смертниц. «Недавно в Шали была арестована 16-летняя Медни Мусаева, которую готовили в шахидки, -- сообщил источник «Времени новостей». -- Одна из обрабатывавших девушку чеченок подходит под описание Халкаевой. Да и пояс смертника она явно приготовила не для себя».
Российским правоохранительным органам давно и хорошо известны люди, на которых работала Наталья. В частности ее родной брат Хасан находится в федеральном розыске еще с 1998 года. «В Краснодар Халкаев приехал вместе со своим другом Хасаном Челаевым, -- рассказали корреспонденту "Времени новостей" оперативники из ГУВД Краснодарского края. -- Они учились в одном из институтов, жили на съемных квартирах, а потом оказались замешаны в весьма громком деле».
По данным сыщиков, в 1998 году Халкаев и Челаев решили похитить сына одного из крупнейших местных предпринимателей, главы фирмы «БАК» Александра Безбогина. Чеченцы для этого наняли несколько бандитов, которые подкараулили молодого человека у его дома и затолкали в свой автомобиль. Это увидел сам Александр Безбогин и вместе со своим водителем бросился за преступниками на «Мерседесе». Похитители вначале открыли по иномарке огонь из пистолетов, а потом даже бросили в нее несколько гранат. В результате им удалось уйти от погони и передать заложника в условленном месте Халкаеву и Челаеву. Те продержали несчастного несколько дней в Краснодаре, а потом вкололи молодому человеку снотворное, спрятали его тело в тумбочке мебельного гарнитура и вывезли на грузовике в Чечню.
В результате Константин Безбогин оказался в плену у одного из самых жестоких чеченских полевых командиров Арби Бараева. В то время в его бригаде уже находился Юнади Турчаев, отвечавший за работу с заложниками. За освобождение пленника бандиты потребовали у Александра Безбогина 1 млн долл. У коммерсанта не было таких денег, и преступники отрезали заложнику один палец. После этого в ситуацию вмешался тогдашний губернатор Краснодарского края Николай Кондратенко, попросивший местное законодательно собрание одобрить выделение 1 млн долл. на выкуп Константина. Вскоре деньги ушли в Чечню, а Константин Безбогин вернулся домой.
По данным спецслужб, судьба участников этой истории сложилась по-разному. Хасан Халкаев оставался в отряде Арби Бараева, а после убийства последнего в 2001 году перебрался в ОАЭ. Хасан Челаев возглавил одну из небольших бригад боевиков и был задержан спецслужбами в октябре прошлого года в Грозном.
А вот за Юнади Турчаевым оперативники до сих пор продолжают охотиться. Именно он в свое время организовал операцию по обмену сбитого боевиками российского летчика на родного брата Бараева. Когда же Бараев был устранен спецслужбами, Турчаев перешел в отряд полевого командира Доки Умарова. Он принимал участие в нападении на Дагестан в 1999 году, а потом террористы поручили ему курировать все свои силовые операции в Грозном и на прилегающих территориях. После этого чеченскую столицу захлестнула волна крупных терактов. Как нам рассказали в спецслужбах, в январе 2002 года Турчаев организовал на улице Дербентской подрыв машины с бойцами ОМОНа Омской области, вскоре осуществил нападение на дом сотрудника Октябрьского РОВД, в марте убил оперативников местной милиции на улице 8-го Марта, а на улице Алексеевской взорвал «УАЗ» с милиционерами.
В январе 2003 года Турчаев, по данным спецслужб, начал готовить группу, которая должна была осуществить серию терактов в различных городах России. В нее входили Исруди Шапаев, Альбек Бугаев, Али Саралиев, Аслан Искерханов и Халаш Сангириев. О планах боевиков узнали правоохранительные органы и задержали часть бандитов, но сам Турчаев сумел тогда сбежать. Уже вскоре он организовал подрыв в Грозном машины с начальником Октябрьского РОВД, а 12 мая 2003 года отправил смертника на грузовике, начиненном взрывчаткой, в поселок Знаменское. Шахид привел бомбу в действие у здания местной администрации -- 59 человек погибли, а 200 получили ранения. 21 августа этого года, по данным спецслужб, Турчаев организовал нападение более 200 боевиков на Грозный. В результате боя в чеченской столице было убито около 70 мирных жителей и представителей федеральных сил, а силовикам удалось уничтожить 54 бандита. На прошлой неделе оперативники получили информацию, что Турчаев должен передвигаться на одной из машин по Грозному. Была устроена засада, боевики ответили по спецназовцам огнем из автоматов и пистолетов. Пять бандитов было убито, но Турчаева среди них не оказалось.
Александр ШВАРЕВ