|
|
N°173, 23 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Турпоездка в армию
Каждый липовый контрактник обходится Министерству обороны в десять тысяч рублей
Сотрудники Красноярского краевого военного комиссариата предлагают ввести материальную ответственность за отказ от подписания контракта о прохождении военной службы. Только таким образом, по их мнению, можно избавиться от военных туристов -- так офицеры крайвоенкомата называют молодых мужчин, изъявивших желание служить в армии по контракту, прошедших все необходимые комиссии (в том числе и медицинскую), прибывших к месту службы и в последний момент отказавшихся подписывать договор.
Только в марте этого года из 160 будущих профессиональных солдат Красноярского края четверть не стали подписывать контракт в самый последний момент.
Заместитель красноярского военного комиссара полковник Евгений Ремезов считает, что эти крепкие парни (как правило, из маленьких городов и отдаленных районов края) просто решили развеяться на государственные деньги. «Будущим контрактникам, -- говорит г-н Ремезов, -- в Красноярске выдают паек на все время следования до места службы. Где-нибудь в Пскове человек отказывается подписывать контракт. В штабе дивизии ему выдают проездные билеты до Москвы и опять-таки паек. В столице он пробудет три-четыре дня, а потом домой, в Красноярск. Человек отдохнул, поездил по стране, посмотрел Москву за счет государства. При нынешних ценах на билеты совсем неплохо».
Каждый такой военный турист обходится Министерству обороны России в среднем в 10 тыс. руб. Всего же с начала года только по красноярскому военкомату ущерб составил около 500 млн руб. Взыскать с липового контрактника выброшенные на ветер деньги военные не могут. Формально придраться не к чему. Пока не подписан договор, все отношения этого человека с государством фактически основываются на джентльменском соглашении. Он обещает, что в армию служить пойдет всенепременно, а Министерство обороны берет на себя все расходы по его оформлению на воинскую службу. По закону этот человек может в любой момент отказаться от подписания контракта. Это правильно, считают все военные эксперты и правозащитники, -- в конце концов, не в Средневековье живем.
Однако подполковник Александр Столярчук, непосредственно занимающийся в крайвоенкомате отбором людей на контрактную службу, полагает, что отвечать за свои слова все-таки надо и по закону. Перед отправкой к месту службы он всегда предлагает всем новобранцам еще раз подумать: «Люди вы все взрослые, и это ваша жизнь. Вам решать -- как ею распоряжаться». И каждый раз практически все подтверждают серьезность своих намерений, но, прибыв в часть, многие отказываются подписывать контракт. «У нас должна быть возможность взыскать деньги, потраченные государством на этих людей», -- заявил Александр Столярчук.
Сами новобранцы считают, что несостоявшиеся контрактники не мошенники, желающие поживиться за государственный счет, а просто люди, испугавшиеся трудностей воинской службы. Прибыли на место, посмотрели и решили, что это не для них. «Такие и среди срочников есть. Именно они потом бегут из своих частей», -- соглашается Александр Столярчук.
В Главном организационно-мобилизационном управлении (ГОМУ) Генштаба, которое занимается набором контрактников, признают: да, явление существует едва ли не повсеместно, пусть и не в таких масштабах, как представляют это красноярцы. В военном ведомстве не занимались специально подсчетом убытков от военного туризма, ГОМУ намерено сделать это в конце нынешнего года. Хотя уже сейчас несложно прикинуть потери, умножив красноярский ущерб на число регионов.
Надо признать, правда, что есть регионы, где проблемы военного туризма нет. Заместитель военного комиссара Московской области Герой России полковник Станислав Морозов в разговоре с обозревателем «Времени новостей» сказал, что случаи отказов подписывать контракт были лишь во время комплектования экспериментальной 76-й дивизии ВДВ. И виноваты были скорее сами вербовщики: обещали человеку одно, а на деле он увидел другое.
Сейчас Московский областной военкомат отправляет кандидатов в контрактники в основном в 42-ю мотострелковую дивизию, дислоцированную в Чечне. Им без прикрас рисуют их будущее, называют реальные суммы выплат. Словом, люди знают, на что идут, и возвращенцев практически нет. Может быть, еще и потому, что пайки на дорогу выдаются только в том случае, если рекруты едут командой, а не поодиночке. И проездные документы выписывают в одну сторону.
Александр КЛИМОВИЧ, Красноярск,