|
|
N°104, 18 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Таджикское благородство
Заложников там отдают бесплатно
Вчера утром освобождены последние 11 из 15 человек, взятых вооруженной группой в заложники 15 июня в Тавильдаринском районе Таджикистана. Среди заложников находились 11 сотрудников немецкой неправительственной гуманитарной организации «Агроакция» и четыре сотрудника министерства национальной безопасности Таджикистана. Как утверждают представители таджикских спецслужб, заложники (два немца, один американец, остальные -- таджики) освобождены без предварительных условий благодаря переговорам, которые провел министр МЧС, бывший командующий вооруженными силами таджикской оппозиции Мирзо Зиеев.
Тавильдара, откуда родом Зиеев и лидер бывшей оппозиции Саид Абдулло Нури, место известное даже за пределами Таджикистана. Именно там, в труднодоступных горных районах, по утверждению спецслужб соседних государств (впрочем, не только их), расположены лагеря боевиков оппозиции, которые отказались войти в правительственные силовые структуры после заключения в 1997 году мирного соглашения, положившего конец гражданской войне. Именно в Тавильдаре нашли прибежище и боевики Исламского движения Узбекистана (среди которых много и таджиков), совершавшие в последние два года вооруженные набеги в Киргизию и Узбекистан. Официальный Душанбе со своей стороны регулярно опровергает подобные обвинения.
Тем не менее таджикское руководство до сих пор не в состоянии установить полный контроль над Тавильдарой, что является причиной резкого недовольства со стороны Ташкента и Бишкека. Единственным представителем официального Душанбе, кто еще имеет влияние на боевиков в Тавильдаре, остается их бывший командир Мирзо Зиеев (чаще его называют Мирзо Джага). Однако в последнее время Джага в опале у президента Таджикистана Рахмонова и теряет позиции среди его окружения.
Однако, вернувшись из Китая, где он участвовал в саммите Шанхайского форума, Эмомали Рахмонов вынужден был лично обратиться за помощью к Мирзо Джаге: ситуация с захватом заложников перерастала в международный скандал, посол Германии в Душанбе потребовал встречи с министром иностранных дел Таджикистана Назаровым. И Джага снова, как это бывало и раньше в подобных случаях, выручил президента. Как стало известно газете «Время новостей» из информированных источников в Душанбе, министр МЧС отправил в Тавильдару «разруливать» ситуацию своего брата. Нетрудно предположить, что в не измерямую деньгами «цену» освобождения заложников войдет и возвращение Зиеевым властных позиций.
Причиной же захвата заложников, как сообщают наши источники в Душанбе, стало оскорбленное достоинство боевиков. Около двух недель назад таджикскими властями по подозрению в убийстве 11 апреля замминистра МВД Таджикистана Хабиба Сангинова был арестован некто Назар Ермахматов, командир батальона МЧС и бывший полевой командир оппозиции, человек близкий к Зиееву. После чего было организовано его покаянное выступление по таджикскому телевидению, что сильно задело его родственников в Тавильдаре. Остальное известно...
Однако после благополучного разрешения инцидента в Тавильдаре обстановка в Таджикистане не стала менее угрожающей. До сих пор в заложниках находятся несколько таджикских милиционеров, захваченных 11 июня в пригороде Душанбе бывшим оппозиционным командиром Рахмоном Сангиновым по прозвищу Гитлер. Он требует закрыть уголовные дела в отношении своих боевиков, что обещано властями согласно объявленной ими ранее амнистии.
Чрезвычайно накалена ситуация в Ленинабадской области, где несколько дней назад был арестован и увезен в Душанбе бывший хаким области Абдулджалил Хамидов. До 1994 года Хамидов был верным соратником президента Рахмонова. Президент именно ему обязан удачным проведением в конце 1992 года в Худжанде сессии таджикского парламента, где никому не известный до того Рахмонов был избран его председателем. Затем их пути разошлись, и отправленный в отставку Хамидов был вынужден искать убежища в Ташкенте. Роковой для него стала поездка в Худжанд на похороны сестры. Если и здесь повторится тавильдаринская ситуация, министр МЧС Мирзо Зиеев окажется бессилен. Уже сейчас в Пенджикентском районе области, правда по другому поводу, идут массовые акции неповиновения местного населения, избиваются милиционеры.
Неспокойно и на юге Таджикистана, в Шуроабадском районе Кулябской области. Из нескольких кишлаков бегут жители, напуганные террором наркодельцов из Афганистана. В наказание за «нечестность» местных наркокурьеров афганцы уводят с собой их жен и дочерей.
Аркадий ДУБНОВ