|
|
N°104, 18 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Скандал по заказу
В белорусской избирательной кампании появился лейтмотив
Скандал вокруг «эскадронов смерти», вспыхнувший в Минске неделю назад с подачи скрывающихся ныне за границей бывших сотрудников белорусской прокуратуры Дмитрия Петрушкевича и Олега Случека, разрастается. Против них теперь может быть возбуждено уголовное дело за разглашение информации об исчезновении оператора ОРТ Дмитрия Завадского. Несколько дней назад бывшие прокуроры разослали по электронной почте фотокопии документов, имеющих отношение к делу Завадского.
Господа Случек и Петрушкевич утверждают, что похищение Дмитрия Завадского, бизнесмена Анатолия Красовского, бывшего шефа МВД Юрия Захаренко и лидера оппозиции Виктора Гончара было осуществлено группой во главе с майором спецназа Дмитрием Павлюченко. По их информации, еще в 1997 году он возглавил спецчасть для особых поручений -- якобы для физического устранения уголовных авторитетов. В течение двух-трех лет в Белоруссии действительно бесследно пропали несколько лидеров преступного мира. По утверждению Петрушкевича и Случека, схема, опробованная на уголовниках, была позже применена для устранения политических противников Лукашенко. «Всего группой совершено более 30 убийств, -- говорится в письме. -- Все указания на проведение операций поступали к Павлюченко непосредственно от Сивакова (бывшего министра внутренних дел. -- Ред.). Сиваков получал их от Шеймана. После отставки Сивакова группа перешла под полный контроль нового министра внутренних дел Наумова».
После исчезновения Завадского КГБ и прокуратура всерьез взялись за расследование. Осенью прошлого года Дмитрий Павлюченко был даже задержан сотрудниками «Альфы» и помещен в изолятор КГБ, где его допрашивали несколько раз, говорят, что посещал задержанного сам шеф МВД Владимир Наумов. По слухам, при обыске у Дмитрия Павлюченко изъяты некие видеокассеты, на одной из них была запись избиения сотрудника Министерства культуры Анатолия Грачева.
Однако прямо из камеры Павлюченко был доставлен на совещание президента с руководителями силовых ведомств. Майор спецназа произнес якобы только одну фразу: «Я выполнял все ваши приказы». Сразу после совещания он был освобожден по распоряжению главы государства. А на следующий день Лукашенко подписал пакет распоряжений об отставках руководителей силовых ведомств. Вещественные доказательства причастности Павлюченко к исчезновениям людей хранились, как утверждается, в личном сейфе бывшего председателя КГБ Белоруссии Владимира Мацкевича, но после совещания с силовиками Мацкевичу даже не позволили зайти в собственный кабинет.
Дмитрий Павлюченко и его бывший шеф Юрий Сиваков причастность к «эскадронам смерти», естественно, отрицают. Дмитрий Павлюченко утверждает, что часть, которую он возглавляет, была создана специально для действий в лесисто-болотистой местности, поскольку, мол, остальные спецподразделения тренируются для действий в городских условиях. Павлюченко сейчас угрожает реальная опасность. Говорят, что уцелевшие уголовные авторитеты давно искали случая разобраться с командиром «эскадронов смерти», но до последнего времени не знали, кто это.
Происходящее в Белоруссии удивительным образом напоминает недавний скандал на Украине вокруг исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе, только на месте беглого охранника Кучмы Николая Мельниченко, обнародовавшего километры аудиозаписей, выступают два прокурора-диссидента. Возможно, организаторы утечки по делу Завадского надеются на повторение украинского сценария. Для Лукашенко скандал может иметь куда более серьезные последствия, чем для Кучмы: все-таки до выборов президента Белоруссии меньше трех месяцев. Организаторами утечки действительно могут быть сотрудники КГБ. Известно, что Владимиру Мацкевичу после отставки с поста главы КГБ предлагался пост белорусского посла в Югославии, и Лукашенко даже подписал соответствующий указ, но Мацкевич отказался. Сейчас он живет в Минске и активно общается с коллегами из ФСБ России и командами некоторых кандидатов в президенты Белоруссии. Возможно, он даже войдет в штаб одного из этих кандидатов.
Во всей этой истории настораживает только одно. Власти сами спровоцировали новый виток публикаций по теме исчезновений, объявив в конце апреля об окончании следствия по делу Завадского. Суд должен состояться как раз накануне президентских выборов. Ничто не мешало правоохранительным органам продлить следствие по этому делу, по крайней мере пока выборы не закончатся. Тогда не было бы повода для того, чтобы говорить об этих исчезновениях. Сейчас оппоненты Лукашенко охотно используют тему похищения людей в выступлениях, а некоторые готовы сделать ее хитом своей кампании. Если представить, что как раз накануне выборов хотя бы один из похищенных найдется, избирательная кампания многих соперников Лукашенко провалится с треском. Отыскав, к примеру, Дмитрия Завадского, белорусский президент в глазах народа очистится от всякой причастности к другим исчезновениям.
Юрий АНДРЕЕВ, Минск