|
|
N°172, 22 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
...Да не судимы будете
Судей обвиняют в мошенничестве
Вчера Верховный суд начал рассматривать первое уголовное дело, обвиняемыми по которому проходят трое московских судей. Федеральных судей Бутырского райсуда Нину Ивченко и Василия Савелюка, а также Нину Мишигу из Бабушкинского райсуда обвиняют в вынесении заведомо неправосудных решений, мошенничестве с использованием должностных полномочий и участии в преступном сообществе.
По версии следствия, судьям удалось «похитить из государственной собственности» в общей сложности 110 квартир, стоимость которых оценивается в 5 млн долл., и вынести свыше 80 неправосудных решений. Подсудимые Савелюк и Мишина своей вины не признали. Они утверждают, что их дело возникло по одной причине -- чтобы устроить показательный процесс, продемонстрировать обществу, что государство способно бороться с коррупцией в судебной власти. Г-жа Ивченко, наоборот, искренне покаялась и просила рассмотреть ее дело в ускоренном порядке, что предусматривает значительное сокращение наказания в случае вынесения обвинительного приговора.
Согласно обвинительному заключению, федеральные судьи Нина Ивченко, Василий Савелюк и Нина Мишина стали полноправными членами преступного сообщества еще в 1997 году. Родоначальником и главой этого сообщества был небезызвестный Алексей Евстафьев, который с 1996 года вместе с четырьмя сообщниками придумал и затем успешно осуществил схему мошеннического завладения квартирами и привлек для осуществления своих замыслов нескольких судей районных судов Москвы. В мае этого года Евстафьев получил 12 лет лишения свободы по приговору Мосгорсуда, также к различным срокам были приговорены его сообщники -- Александр Клюс, Анатолий Вака и Людмила Яродская.
Суть афер заключалась в следующем. Евстафьев со товарищи отыскивали муниципальные квартиры, владельцы которых скончались, не оставив после себя наследников. Затем, спустя полгода после смерти одинокого жильца (а именно такой срок был отведен для определения порядка наследования), внезапно обнаруживались наследники. Последние, как установило следствие, на самом деле были подставными лицами, которые за плату от 500 до 3 тыс. долл. подавали исковые заявления в суд о восстановлении срока вступления в наследство. Судьи согласно отведенной им роли выносили решения в пользу новоявленных наследников, закрепляя за ними право собственности на жилье.
«Судьи, действуя согласованно, в помещении Бабушкинского и Бутырского судов незаконно принимали иски к производству, назначали слушания, не уведомляя об этом стороны, в том числе налоговые инспекции и департамент муниципального жилья, а затем, не назначая даты слушаний, не проводя заседаний, не исследуя фактов и доказательств, выносили заведомо неправосудные решения», -- начала излагать обвинительное заключение гособвинитель Генпрокуратуры Ирина Шляева. Затем она стала подробно перечислять все квартиры, которые при помощи судей были «похищены из государственного имущества», их стоимость и процедуру оформления наследства по каждому случаю.
Вчера же Верховный суд отказал подсудимой Ивченко в просьбе выделить ее дело в отдельное производство и рассмотреть его в особом порядке в связи с полным признанием вины. Нина Мишина и Василий Савелюк виновными себя не признают. «Обвинение не смогло доказать, что нами был получен хотя бы один рубль от так называемых хищений, -- сказала судья Нина Мишина. -- А во время допросов на предварительном следствии следователи сами отвечали за всех своих свидетелей на сформулированные ими же вопросы. Наших же свидетелей, других судей, они даже не включили в протокол, а это грубейшее нарушение закона. Им просто нужно было «дело судей». Кроме того, подсудимые полагают, что виноваты вовсе не они, а их секретари, которые, «воспользовавшись их доверием, завладели печатями и подделывали судебные акты и, располагая большими деньгами, часто отдыхали за границей». Уголовное дело в отношении этих секретарей было прекращено на том основании, что они «не были осведомлены о незаконном характере деятельности судей», и в этом процессе они будут допрошены лишь в качестве свидетелей. Подробное описание инкриминирумых судьям преступлений содержится в семи томах, и сегодня гособвинитель продолжит их изложение.
Екатерина БУТОРИНА