|
|
N°172, 22 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорогой гость
Владимир Путин и Но Му Хен поговорили на 4 миллиарда долларов
В Москву с официальным трехдневным визитом прибыл президент Республики Корея Но Му Хен. Южнокорейский президент хотел нанести визит в нашу страну сразу же после своего избрания в декабре 2002 года. Но из-за импичмента, который грозил ему весной этого года, Но Му Хен поездку перенес.
По итогам визита вчера была подписана обширная совместная декларация. Общую стоимость заключенных экономических соглашений, прежде всего в углеводородной сфере, президент Владимир Путин оценил в 4 млрд долл. Москва и Сеул объявили вчера, что намерены всерьез заняться соединением Транскорейской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
Два президента всячески подчеркивали общность подходов Москвы и Сеула в международной политике. Владимир Путин заявил, что Россия поддерживает "сближение двух корейских государств" и "последовательно выступает за безъядерный статус Корейского полуострова", а также за продолжение шестисторонних переговоров (Северная и Южная Корея, Китай, Россия, США и Япония) для решения этой проблемы. Правда, очередной раунд переговоров был сорван по инициативе Пхеньяна.
В ответ Южная Корея обещала содействовать вступлению России во Всемирную торговую организацию. Президент Но даже назвал всестороннее развитие нашего сотрудничества "святой целью". А президент Путин подчеркнул: "Наша совместная работа не направлена против кого бы то ни было".
Как пояснил "Времени новостей" старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов, слова эти прежде всего могут быть обращены к Северной Корее. "В равной мере союз России и Республики Корея может быть направлен против США, которые в рамках шестисторонних переговоров стараются создать коалицию для давления на Пхеньян. Но Му Хен пытается выбраться из-под американского колпака, особенно в деле установления межкорейского диалога. США причислили Северную Корею к "оси зла" и не особенно стремятся с ней договариваться. Южная Корея настроена более конструктивно. Там понимают, что ресурс тоталитарной системы уже почти выбран. Как сказал мне один южнокорейский дипломат, "Ким Чен Ир от нас никуда не денется".
"Визит Но Му Хена, -- считает г-н Асмолов, -- это скорее церемониальное мероприятие, которое призвано продемонстрировать миру, что южнокорейская внешняя политика не однобока. Нам следует помнить, что это не визит специально в Россию, а своего рода турне, пусть даже включающее в себя только Россию и Казахстан".
В Москве президент Но Му Хен заявил: "Многие южнокорейские фирмы стали проявлять большой интерес к сотрудничеству с российскими партнерами, когда Владимир Путин стал президентом. Россия с тех пор стала очень стабильной и в политическом, и в экономическом плане". Однако то же самое он говорил накануне в Астане. В Южной Корее, сказал президент Но, в последние годы возрос интерес к Казахстану "благодаря росту его экономики и политической стабильности". Астана и Сеул договорились о поставках в Южную Корею из Казахстана 1 тыс. тонн урановой руды ежегодно и о совместной реализации ряда нефтяных проектов на территории Казахстана.
Столь же церемониальным мероприятием считает г-н Асмолов и объявленный вчера полет южнокорейского космонавта на российском корабле в 2007 году. По мнению эксперта, "запуск одного космонавта -- это не эквивалент достижения каких-то серьезных соглашений о сотрудничестве России и Республики Корея в области освоения космоса". Однако, по его словам, «можно ждать каких-то подвижек в области культурного обмена, а также в области разграничения интересов в сфере рыболовства. У президента Но Му Хена забавная карьера. Административного опыта у него почти нет. Единственное время, когда он действительно чем-то руководил, это восемь месяцев его пребывания на посту министра рыбного хозяйства".
Как с сожалением отметил наш эксперт, во время президентства Бориса Ельцина позиция России по отношению к Северной Корее «свелась к фразе Бориса Николаевича, что он об этом диктаторе Ким Чен Ире и слышать не желает». «Это привело едва ли не к полному разрыву российско-северокорейских контактов. Вместе с контактами ушли и рычаги влияния. Сейчас Россия пытается проводить политику, равноудаленную от Севера и Юга. Но Му Хену нужно провести впечатление своего неамериканизма, и мы его в этом поддерживаем», -- добавляет эксперт.
Валентина КУЛЯБИНА