|
|
N°104, 18 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Окрыленная ступень
Представляет Россию в Ле Бурже
Около 90 российских предприятий участвуют в открывшемся вчера авиасалоне "Ле Бурже-2001". Правда, все вместе они привезли в знаменитый пригород французской столицы всего шесть пилотируемых летательных аппаратов. Зато Россия представила много ракет: в виде макетов и в натуральную величину.
Самой внушительной (в том числе и по размерам) ракетной новинкой из нашей страны стала на этот раз разгонная ступень "Байкал", разработанная Государственным космическим научно-техническим центром (ГКНТЦ) им. Хруничева. Устройство, которое пресс-секретарь Росавиакосмоса Сергей Горбунов в беседе с газетой "Время новостей" назвал "окрыленной ступенью", обладает способностью самостоятельно возвращаться в точку запуска и мягко садиться после разгона ракеты. По словам Горбунова, за рубежом аналогов такой системы нет. Она позволяет решить целый букет экономических и экологических проблем, которые возникают из-за падения отработанных ступеней ракет.
Экспозиция ГКНТЦ Хруничева, где выставлен "Байкал", находится бок о бок со стендом ульяновской авиакомпании "Волга-Днепр", специализирующейся на перевозках сверхтяжелых и сверхгабаритных грузов. На прошлых салонах в Ле Бурже "Волга-Днепр" выставлял тяжелые самолеты Ан-124 "Руслан", на которых летает. В этот раз, как сообщил гендиректор "Волги-Днепра" Алексей Исайкин, от показа самолета фирма отказалась по экономическим соображениям. Компания пропагандирует себя через перевезенные грузы: тот же "Байкал" и другие изделия центра Хруничева.
Главный мировой конкурент "Волги-Днепра" -- киевский Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им. Антонова -- подошел к решению той же задачи со строго противоположной стороны. В лице своего структурного подразделения, компании Antonov Airlines, АНТК также активно занимается сверхтяжелыми грузами. Свои возможности в этом плане АНТК продемонстрировал, впервые после двадцатилетнего перерыва выставив гигантский самолет Ан-225 "Мрия". Коммерческая ниша "Мрии", по мнению замначальника отдела перспективных проектов АНТК Эдуарда Михаилова, -- это перевозка космических ракет и спутников к месту старта. Впрочем, он и заместитель коммерческого директора "Волги-Днепра" Владимир Кулаков единодушно заверили корреспондента газеты "Время новостей", что конкурентов в лице друг друга не боятся: работы на рынке хватит всем.
Во время этого разговора толпа авиаспециалистов и досужих парижан бесконечным потоком вливалась в брюхо выставленного неподалеку американского транспортного гиганта C-17. Эти машины строились по заказу военных и сейчас находятся в резерве ВВС США. На рынке в последний год циркулируют слухи, что некоторое количество С-17 будет передано для коммерческого использования. Если слухи сбудутся, то российско-украинской мировой монополии на сверхтяжелые грузы придет конец.
Впрочем, западные и российские авиастроители не всегда конкурируют за одни и те же рынки. Случается, что они их вместе осваивают. Вчера в Ле Бурже гендиректор Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" Николай Никитин объявил, что продолжающаяся уже девятый год российско-французская программа создания тренировочного самолета МиГ-АТ приблизилась к счастливому завершению. Машина готова к сертификационным испытаниям. Единственный в мире из самолетов этого класса Миг-АТ оснащен цифровой системой управления. Ее, а также двигатели поставили французские партнеры. Партнеры намерены продавать совместный продукт прежде всего не в Россию и Францию, а в третьи страны. В этом смысле, отметил директор по экспорту компании Snecma Motors (изготовителя двигателя для МиГ-АТ) Террье Урт, удачно, что самолет -- российско-западный, так как "можно рассчитывать и на традиционно российские, и на традиционно наши рынки". Месье Урт видит потребителей МиГ-АТ в Греции, Индии, а в более отдаленной перспективе -- на Ближнем Востоке и в Латинской Америке.
Михаил КУКУШКИН, Ле Бурже